МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Фестиваль "Мейерхольдовские встречи" откроется показом спектакля "Медея" французской компании Ariadon на сцене Центра имени Вс.Мейерхольда в четверг, сообщили РИА Новости организаторы форума.
Фестиваль, который уже седьмой раз проходит в Центре имени Мейерхольда, в этот раз организован при поддержке посольства Франции и Французского Института в России, а в афише "Мейерхольдовских встреч" — два спектакля из Франции.
"Мейерхольдовские встречи" начинались как минифестиваль одного режиссера, его героями становились большие европейские имена, такие как Кшиштоф Варликовский, Атилла Виднянский и другие, — рассказала куратор фестиваля Мария Старыгина. — В последние два года формат фестиваля поменялся, теперь это сборник спектаклей на определенную тему. В прошлом году "Встречи" были посвящены Польше, а в этом Французский институт предложил привезти спектакль "Медея", и вокруг него сформировалась вся афиша. Вся наша программа, в том числе мастер-классы, посвящены взаимодействию движения и слова".
В этом году "Мейерхольдовские встречи", призванные показывать театр, близкий по духу и развивающий поиски великого реформатора сцены XX века, заостряет свое внимание на пластике, на существовании тела актера в пространстве. Три спектакля, которые привезет фестиваль, по-разному отвечают на вопрос, что происходит с телом, вступающим во взаимодействие со словом, — вступают ли они в конфликт или, наоборот, органично дополняют друг друга.
Откроет "Мейерхольдовские встречи" спектакль "Медея" — результат сотрудничества танцовщицы Карлотты Икеда и французского писателя Паскаля Киньяра. Их творческая встреча связана с древнегреческой трагедией, получившей современную интерпретацию в одном из неизданных текстов Киньяра. Один из ключевых образов европейской культуры Икеда создает с помощью искусства танца буто — ее темная страсть, страдание, в котором физических мук не меньше, чем душевной боли, достигает в ее движениях экстатической красоты. Эта экспрессия, эта нутряная сила зримо контрастирует с ровным авторским чтением текста.
"Киньяр — человек слова, он не драматург, поэтому событийные вещи он не меняет, но через слово и через конструкцию он привносит новую эмоцию, а Карлота через танец бессловесно транслирует это визуально. Тут нет одного героя — здесь есть человек, транслирующий текст, и текст становится героем, и есть человек, транслирующий танец, и танец становится героем. Спектакль идет на пустой сцене, Киньяр сидит за столиком с лампой и читает текст. В центре находится Карлота, а в глубине — музыкант, который играет на странных инструментах, в том числе, на камнях", — рассказала Старыгина.
Еще одни гости из Франции — молодая труппа Clout theatre — привезет спектакль "Как человек рассыпался" по мотивам произведений Даниила Хармса. Четверо выпускников знаменитой школы Жака Лекока, театр и педагогическая методика которого во многом связана с пластикой, с пантомимой, с языком тела, рассказывают о мире абсурда, пользуясь текстом по-минимуму. Сюжет спектакля, в традициях абсурдизма, связан с невозможностью рассказать историю, с крушением причинно-следственных связей и логики повествования — четверо актеров пытаются рассказать "Старуху" Хармса, но какие-то неведомые силы постоянно сбивают их с выбранного пути, ставя под сомнение значение воли самого человека.
"Этот спектакль мы взяли после того, как его показали на фестивале в Эдинбурге. Это французская компания, в которой играют артисты из разных стран, но их объединяет то, что все они закончили парижскую школу Жака Лекока. Они проведут мастер-класс, на котором расскажут про то, что такое работа с текстом по Жаку Лекоку, то есть можно будет познакомиться с французской театральной школой", — рассказала Старыгина.
Спектакль "Как человек рассыпался" станет финальной точкой фестиваля, а до этого знаменитый театр из Петербурга "АХЕ" покажет свою версию известной сказки о Синей Бороде, о злодее, убивавшем своих жен. В основу постановки Павла Семченко "Синяя борода. Надежда женщин" легла современная интерпретация сказки Шарля Перро, написанная немецким драматургом Дэа Лоэр в 1997 году. Получилась сложная история о стремлении к идеальной любви, в высшей своей форме всегда тесно связанной со смертью. Этот спектакль, сделанный на стыке жанров, — совместный проект Павла Семченко, Максима Диденко и Алисы Олейник.
"Мы решили, что будет интересным перейти от серьезной и сложной "Медеи" к не менее серьезному, но более визуально-насыщенному, более ироничному спектаклю. Это тоже трагедия, там все умирают, это такой сериал в восьми частях про любовь, но с юмором. Это независимый проект (Павел Семченко — из "АХЕ", Максим Диденко — из театра DEREVO), и, конечно, специфика и тех и других присутствует. В результате их сотрудничества получилась более литературная история, чем спектакли этих театров", — пояснила Старыгина.
Помимо основной программы спектаклей, "Мейерхольдовские встречи", позиционирующие себя не только как смотр, но и как конференцию, как образовательный семинар, проводит серию дополнительных мероприятий. В афише специальной программы фестиваля — мастер-классы по сценографии, по театральному продюсированию, по танцу буто, а также встреча с Камой Гинкасом, на которой известному театральному режиссеру будет вручен традиционный Мейерхольдовский приз.