Рейтинг@Mail.ru
"Школа для дураков", открытая "Около дома Станиславского" - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Школа для дураков", открытая "Около дома Станиславского"

© Фото : предоставлено пресс-службой театра «Около дома Станиславского» Сцена из спектакля «Школа для дураков»
Сцена из спектакля «Школа для дураков»
Читать ria.ru в
Юрий Погребничко, художественный руководитель театра "Около дома Станиславского", поставил постмодернистскую повесть Саши Соколова "Школа для дураков".

Анна Банасюкевич

Юрий Погребничко, художественный руководитель театра "Около дома Станиславского", поставил постмодернистскую повесть Саши Соколова "Школа для дураков".

Театр "Около дома Станиславского" - один из немногих московских театров, который по праву может называться авторским. Дом, выстроенный Юрием Погребничко, - одно из оправданий русского репертуарного театра, понятия, которое во многих случах на поверку оказывается лишь прикрытием. Во многих "храмах искусства" это словосочетание говорит лишь о том, что актеры работают не по контрактам, а по трудовым, ну и еще – о системе проката спектаклей. У Погребничко – театр с тщательно подобранной труппой, большая часть которой – ученики режиссера, а репертуар скреплен стилистическим единством, уникальностью подбираемых друг к другу названий. Кажется иногда даже, что весь репертуар "Около" - это один большой спектакль, тянущийся здесь десятилетиями, - но речь не о повторах и штампах. Погребничко, "присваивая" ту литературу, которую чувствует, подхватывает авторский голос, уловив в нем близкую себе интонацию: и речь здесь не столько об эстетике, сколько об этике, о мировоззрении, о преображении мира.

Сказка Милна о Винни-Пухе, приключения мушкетеров Дюма, Чехов и Вампилов – все это на маленькой сцене "Около" становится театром Погребничко. Высказыванием о человеке во времени, ироничным философствованием, сочувственным созерцанием, не оторванным от быта и улиц. Герои Погребничко, родом из разных эпох и стран, в спектакля "Около" оказываются помещенными в один хронотоп – эдакое перекрестье советско-российской жизни, явленное не во внешних приметах, а в особом способе жить, в умении защитить свой внутренний мир, свое целомудрие от метаморфоз времени, общества и государства. Лучшие герои Погребничко – всегда космополиты, всегда чудаки – а по сути, единственно нормальные в перевернутом мире. Спектакли Погребничко – не про конкретное время, хотя, наверное, для ровесников режиссера и старшего поколения артистов они еще и неизбежно автобиографичны. Но слово "ностальгия", которое, казалось бы, лежит на поверхности, когда речь идет о спектаклях "Около", вряд ли имеет к ним отношение. По крайней мере, в его вульгарном, привычном понимании – сентиментальной слезой и полной светлой грусти улыбки. В этих спектаклях много спокойного мужества, но память о страшном веке в них тоже всегда ощущаема.

Дворовые послевоенные песни, помпезная патриотическая эстрада застойных времен, лагерные бушлаты, бесприютность казарменного быта – скорее, стилизация, чем реконструкция эпохи. Некий экстракт, знаки, рождающие щемящее чувство – но не от ностальгии по ушедшей юности, а, скорее, от точности, с которой уловлено то всеобщее сиротство и неприветливость, из которых рождалось поколение за поколением. Спектакли Погребничко так задевают зрителей разного возраста именно из-за этого – они не про конкретное время, а про нечто более глубинное, про генетику и общие корни, которых не отменяет быстро меняющая картинка за окном и на телеэкране.

В "Школе для дураков" Саши Соколова время относительно, и прошлое может быть будущим, а свобода фантазии творит реальность, которая реальнее мира обыденности. В спектакле Погребничко нет никакой мистики, есть только взгляд героя на мир – взгляд Ученика такого-то, страдающего, по-мнению общественности, раздвоением личности, посему посещающим специализированную школу. Ученика играют двое – оба вполне реальны, оба в диалоге – между собой, и с другими героями. Есть еще и автор, которого играет Лилия Загорская. Автор, который тоже в диалоге со своим героем, советуется, как лучше написать, что еще не рассказано и как же назвать весь этот странный, фрагментарный рассказ. В сюрреалистической книге Соколова Погребничко нашел близкие себе темы – в том числе, и тему дороги. Фрагмент железнодорожного полотна делит сцену пополам, странная компания идет по обрывающимся шпалам – директор школы здесь, скорее, начальник станции, другие похожи на обходчиков, проверяющих качество рельс. Двое – в черных заснеженных пальто. Куски ваты прилеплены к плечам, и, кажется иногда, что это не снег, а остатки крыльев – понурые люди, уже не ангелы, но перья еще облетели не до конца.

В повести Саши Соколова, уже своим названием выделяющей своих героев от унылого стандарта "нормальности", много персонажей, близких театру Погребничко. Учитель географии Норвегов, кумир ученика Такого-то (Егор Павлов, Наум Швец), странного паренька с раздвоением личности и слишком чувствительного к красоте. Норвегов (Сергей Каплунов) – фрик, расхаживающий босиком, предлагающий советским школьникам почитать Аввакума, - по сути, смешной советский пророк. Не желающий замечать собственной смерти, досадливо злящийся на это неприятное обстоятельство, он как ни в чем не бывало общается с учеником, между делом оещая вернуться и раскрутить как следует картонный эллипс земли. Чудной Дон Кихот, одним своим существованием раздражающий отца ученика – городского прокурора. Впрочем, у Погребничко нет и не может быть пунктирного разделения на плохих и хороших – и в этом прокуроре с аккордеоном в руках, есть обаяние. Он одет в тюремную робу, а на спине нашивка с золотистыми буквами: "прокуратура". И это еще одна тема Погребничко, у которого тюрьма, лагеря, зона – еще одна точка отсчета того мира, в котором живем.

"Пятая зона" - это, вроде бы, всего лишь географическая координата, сектор железной дороги, в котором расположена станция, где разворачивается действие. Но это слово, слишком эмоционально окрашенное, тяжеловесное для нашего прошлого, да и для настоящего, просто так, случайно рефреном звучать не может. И тема человеческого достоинства и внутренней свободы - в прямой связке с этим тюремным фоном. Алексей Левинский, герои которого в спектаклях Погребничко зачастую что-то вроде протагониста режиссера, квинтессенция его человеческой программы, играет в "Школе для дураков" отца учительницы ботаники, в которую влюблен Ученик Такой-то. Советский биолог, прошедший через сталинские лагеря, доживший до реабилитации признания, он доживает дни на собственной даче с садом. Скрюченный, седой, плохослышащий, он, тем не менее, - доказательство упрямой жизненной силы, но не животного происхождения, скорее, силы духа.

Погребничко мыслит не событиями, историческими процессами и закономерностями, он мыслит и оперирует людьми, частными поступками и судьбами – поэтому в его спектаклях нет навязчивого нагнетаемого ужаса, но есть постоянная память о нем, его принятие. Сцена, когда бывшие мучители, КГБшники чокаются шампанским с реабилитированной жертвой, скорее, иронично-горька, чем назидательно-значительна. И так очевидна и незыблема победа этого чудаковатого биолога, седого старика – она в том, как он насаживает бумажку на палку с гвоздем и обстоятельно интересуется у своего юного собеседника, сто ли запатентовать это изобретение. И в том, как он, чей страшный бэкграунд понятен, хоть и не озвучен, советует ученику в случае необходимости пользоваться носовым платком, а не полой пальто. То возвышает, делает человеком. И сразу вспоминаешь многочисленные свидетельства бывших узников самых страшных лагерей – о том, как выживали именно те, кто упрямо , вопреки всем ожесточенным попыткам сделать из человека скота, продолжал умываться, чистить обвь, следить за одеждой.

©  Фото, предоставлено пресс-службой театра "Около дома Станиславского"
Сцена из спектакля "Школа для дураков"

В спектаклях Погребничко есть всегда еще и музыкальный сюжет, складывающийся из мелодий – советских, антисоветских, тех, что пели с эстрады и во дворах, что запрещали, что крутили по радио. "Школа для дураков" начинается с Окуджавы, в исполнении Гребенщикова: "Эта женщина, увижу и немею..." - песня кумира шестидесятников в исполнении кумира позднего застоя, перестройки и дня сегодняшнего. Мысли, позиции снова больше и важнее хронологии. Песня, прозвучавшая прелюдией, вплетается в ткань спектакля, а в финале споют фрагмент из "Зарисовке о Ленинграде" Высоцкого, как посвящение и печально-ироничный привет автору: "В Ленинграде-городе у Пяти Углов / Получил по морде Саня Соколов: / Пел немузыкально, скандалил,- / Ну и, значит, правильно, что дали".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала