Развитие дополнительного образования — одна из задач, поставленных перед правительством РФ в указе № 599 президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года. Давать детям такое образование могут не только средние школы и специализированные учреждения, но и университеты. О традициях и специфике работы физико-математических школ для старшеклассников при российских вузах рассказал директор Вечерней физико-математической школы-лицея Московского института электроники и математики (ФМШ МИЭМ) НИУ ВШЭ Сергей Чернацкий.
- Сергей Генрихович, физматшколы при технических вузах создавались в советские годы и были очень престижны. Что с ними сейчас?
— Основной пик создания таких школ пришелся на период «оттепели» — физматшкола при нашем институте была создана в 1966 году профессором МИЭМ Львом Тарасовым. Их основная цель — была и есть — подготовить будущих абитуриентов к серьезному обучению в вузе: не натаскать на решение экзаменационных задач, а нацелить на понимание предмета, чтобы человек мог грамотно объяснять свои решения. Традиционно в физматшколах преподают студенты, а у нас — еще и преподаватели вуза, кандидаты наук.
Учеба в таких школах в советское время была бесплатной, но в 1990-е годы государство перестало их финансировать. В настоящее время традиции ФМШ и серьёзных физматкружков в Москве смогли сохранить, пожалуй, только четыре вуза: МГУ, МАИ, МГТУ им. Баумана и МИЭМ. В нашей школе с 2000 года мы были вынуждены до 80% учащихся набирать за плату, хотя и сравнительно небольшую, право на бесплатное обучение получали самые старательные. С 2012 года после вхождения МИЭМа в состав Высшей школы экономики обучение у нас вновь стало бесплатным.
- Велик ли интерес старшеклассников к инженерному образованию? Ведь престижно учиться на экономиста или юриста…
— Если человек серьезно подготовлен, он будет востребован вне зависимости от специальности. Престиж — вещь неабсолютная: то, что престижно сегодня, может перестать быть таковым через несколько лет. Поэтому желательно, чтобы родители направляли детей в определенное русло не с оглядкой на моду, а исходя из интересов и потребностей их ребёнка. Убеждать поступать в инженерные вузы, если дети сами того не хотят, на мой взгляд, неправильно. Мы иногда видим, как родители пытаются активно влиять на ребенка, чтобы тот получал техническое образование, — а его привлекает другая область.
Популярность гуманитарных направлений, возможно, связана с тем, что в последние десятилетия их хорошо «раскручивали». Кроме того, многим кажется, что гуманитарные науки проще. А учеба в физматшколах предполагает серьезные нелегкие занятия. И мы всегда говорим нашим ребятам, что важен не их стартовый уровень, а желание работать — тогда всего можно добиться.
- Как вы заинтересовываете своих учеников?
— Часть детей приходит к нам целенаправленно: им интересны наши предметы, причем необязательно все три — математика, физика и информатика. Мы рекомендуем приходить в физматшколу не позже, чем классе в 10-м, а лучше — начиная с 7-го, чтобы решить, какой из предметов ближе. Бывает, что интерес уходит, но и в этом убедиться полезно.
В учебе для нас основное — диалог учащегося с преподавателем, мы пытаемся создать среду, помогающую каждому ученику проявить свои склонности. Если у детей есть вопросы — значит, они начали думать и стараются понимать. У нас нет жестко фиксированного учебного плана — преподаватель по ходу занятия может обращаться к другим разделам предмета, проводить параллели с другими предметами. Это дает целостное представление о технической области.
- Обучение в физматшколе — это в первую очередь подготовка к ЕГЭ?
— Нет, у нас вообще нет цели ориентировать на сдачу каких-либо экзаменов, хотя обучение в ФМШ, безусловно, даёт возможность лучше сдавать любые экзамены, и практически все наши выпускники успешно учатся в ведущих московских вузах. Что касается ЕГЭ, то подготовкой к нему занимаются в основном учителя в школах.
Мы же в последние годы наблюдаем такую тенденцию: когда даешь ребенку задачу, он либо начинает ее сразу решать, поскольку знает, как это делать, либо говорит, что не знает и даже пытаться не будет. Десять лет назад, до появления ЕГЭ, большинство учащихся в таком случае пытались решать, даже если не знали заранее, что нужно делать.
Мы с ужасом слышим, как дети, случается, говорят: «Давайте разберем задачу B-12». Им неважно, что это за задача, главное — привести к шаблонному решению, чтобы на ЕГЭ этот шаблон можно было применить, в большинстве случаев не задумываясь, откуда этот шаблон взялся. Но ведь человек должен понимать, что он делает, — когда можно применять тот или иной метод, когда нельзя, и, самое главное, почему.
Конечной целью школьника не должно быть поступление в вуз. Даже если он поступит, то может потом обнаружить, что цели своей достиг, а дальше учиться не может. ФМШ как раз и старается подготовить человека к трудной, но интересной будущей профессиональной жизни.
Материал подготовила Анастасия Чумак (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости