Мария Токмашева
"Облачный атлас" - масштабное высказывание по всем вопросам мироздания от режиссеров культовых для нового поколения кинозрителей "Матрицы" и "Беги, Лола, Беги" Энди, Ланы Вачовски и Тома Тыквера - выходит в широкий российский прокат в четверг.
Шесть историй, затрагивающих пять веков жизни цивилизации, приводят нас, в общем-то, к одной – давно известной мысли – все в этом мире взаимосвязано, и события одного поколения неминуемо приводят к событиям следующего. Параллельно этой – самой глобальной идее – режиссеры развивают темы свободы, равенства, перерождения человека в других жизнях и, конечно, любви, которая в итоге и спасет мир.
Экранизация наполненного событиями и героями эпического романа Дэвида Митчелла могла бы казаться просто нереальной, если бы за дело не взялись именно Вачовски и Тыквер. Бережно поделив между собой истории, рассказанные в романе (Вачовски взяли далекое будущее и 1849 год, а Тыквер – истории XX века), режиссеры создали столь многослойное, но при этом столь простое для понимания произведение, что зритель просто не может оторваться от него, даже если все сюжетные ходы предугадывает (или знает после прочтения романа) наперед.
Молодой адвокат Адам Юинг (Джим Стерджесс) в 1849 году возвращается по Тихому океану домой после встречи с бизнес-партнером Хорроксом в ужасе от телесных наказаний, которым подвергает Хоррокс своих рабов на плантации. В 1936-м юный талантливый композитор Роберт Фробишер (Бен Уишоу) в мечтах создать гениальное произведение покидает любовь всей своей жизни и отправляется в секретари к мастеру, уже не способному сочинить ни одной мелодии. Журналистка во втором поколении Луиза Рей (Холли Берри) в 1973 году пытается предотвратить взрыв атомной электростанции и раскрыть коррупцию в управляющей станцией компании. Обогатившийся после убийства криминальным писателем язвительного литературного критика британский издатель Тимоти Кевендиш (Джим Бродбент) уже в наши дни в мечтах о жизни Солженицына пытается повторить подвиг Рэндла Макмерфи из "Пролетая над гнездом кукушки" и вывести свободолюбивых старичков из дома престарелых. В 2144 году в Новом Сеуле царит Государство Единодушие, первый катехизис которого гласит: "Почитай потребителя своего". В этой напоминающей произведения Оруэлла и Замятина действительности поразительной красоты Сонми-451 (Пэ Дуна), работающая в местном аналоге "Макдональдса" как раз во благо потребителя, вдруг вспоминает про любовь и свободу. И совсем уже в далеком будущем не отличающийся смелыми поступками пастух Закри (Том Хэнкс) заводит дружбу с гостьей с кочующего корабля, которая и поведает ему основы мироздания.
Все эти сюжетные хитросплетения только на вид кажутся запутанными и непонятными. На всякий случай создатели "Облачного атласа" каждого пассионария эпохи одарили родимым пятном в виде кометы. Эта деталь активно демонстрируется нам в самой первой части фильма, который хоть и длится 2,5 часа, но скучать не заставляет. Наблюдать за сменой декораций, а главное – за постоянно меняющимися образами актеров (все они появляются в каждой истории) – увлекательнейшее занятие.
Холли Берри предстает то в образе ужаснейшего мужчины, то старой седовласой женщины. Том Хэнкс с легкостью из рохли-пастуха превращается в злорадного доктора, подсыпающего яд одному из героев. Джим Стерджесс периодически напоминает Киану Ривза времен "Матрицы", а южнокорейская актриса Пэ Дуна становится то неухоженной, оплывшей мексиканкой, то ангелоподобной американкой с веснушками на лице. Хью Грант вообще предстает в неожиданном для своего актерского амплуа – злодейском – свете.
Помимо занимательной игры "Угадай кто" Вачовски и Тыквер постоянно заставляют испытывать зрителей ощущение дежавю и вспоминать, видели мы это во сне или наяву, читали ли в книжках или смотрели в других, необязательно принадлежащих авторству Вачовски и Тыквера фильмах. Но режиссеры тренируют в нас не только память, но и дают пищу для ума. Проблематика рассказанных историй самая широкая: бум потребления, жажда наживы, расизм, гомофобия, пассивность, равнодушие общества и еще куча других проблем, актуальных, как показывают нам Вачовски и Тыквер, во все времена. История циклична, все повторяется, и не надо думать, что когда-то мир станет лучше, чище и краше. Надо просто начать с себя. Тогда, может, и на вашем теле проступит родимое пятно в виде кометы. А дальше уже открывается огромный выбор перспектив – от написания эпохальной симфонии до превращения в божество. Может быть, именно это место и уготовлено вам атласом судьбы.