МОСКВА, 4 ноя - РИА Новости. Премьера балета "Иван Грозный" постановщика Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева в новой хореографической редакции состоится 8 ноября на Основной исторической сцене Большого театра, сообщили РИА Новости в его пресс-службе.
"Мир балета считает Прокофьева своим автором, - такое мнение высказал Григорович в опубликованной на сайте Большого театра информации о предстоящей премьере. - Мой замысел основывается именно на музыке... только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел 40 лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня".
Премьера балета в Большом состоялась в феврале 1975 года. Главные партии тогда исполняли Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова и Борис Акимов, а дирижировал Альгис Жюрайтис. В том же году трупа Большого гастролировала в США, где "Иван Грозный" произвел настоящую сенсацию. А в 1976 году балет был поставлен в Парижской опере, где также был тепло встречен публикой, и вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре.
В репертуаре Большого театра спектакль просуществовал до 1990 года. За это время было дано 99 представлений и примерно столько же во время гастролей во Франции, Германии, Англии и других странах. В 2001 году Григорович поставил "Ивана Грозного" для труппы "Кремлевский балет", а в 2003 - возобновил балет в Париже с новым поколением французских артистов. Кроме того, осуществил постановку в Краснодаре.
"Обратившись вновь к этой музыке и к этому сюжету, я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии той эпохи. Мы, конечно, не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века ХVI и ХХI. Но я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях. Балет вообще не для того существует", - цитирует сайт Большого театра слова Юрия Григоровича.
Дирижер-постановщик новой редакции "Ивана Грозного" - музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский. На премьере главные партии исполнят солисты балетной труппы Большого Павел Дмитриченко, Анна Никулина и Артем Овчаренко.
"Иван Грозный - мощная личность, царь, который правил более полувека и очень многое сделал для России, - сказал РИА Новости Павел Дмитриченко. - Я не согласен с тем, что его называют тираном, кровожадным. Для меня - это сильный духом, верующий человек".
По словам танцовщика, он задолго начал готовиться к этой работе - ездил в места, где бывал Иван Грозный, изучал исторические документы, смотрел фильм Эйзенштейна, - все, для того, чтобы глубже понять и проникнуть в самую суть этого образа.
"Партия нелегка и в техническом плане, но как только я выхожу на сцену, полностью погружаюсь во времена Грозного, в 16 век, проживаю жизнь царя. И физические нагрузки ощущаю только после спектакля, - сказал Дмитриченко. - И все, кто занят в спектакле, были настолько увлечены этой работой, что бесконечные репетиции и прогоны с утра до вечера только заряжали новой энергией и не позволяли поддаться усталости".
Как рассказал танцовщик, он много работал с Юрием Григоровичем, балеты которого считает основой основ, на которые надо равняться.
"Я счастлив, что масштабные творения Григоровича, составившие мировую славу балета Большого, возвращаются на нашу сцену", - сказал Дмитриченко.
Что касается исполнителя роли князя Курбского Артема Овчаренко, то он готовил свою партию с народным артистом РФ Борисом Акимовым, первым исполнителем Курбского в Большом театре.
"Для меня как лирического танцовщика это было как бы против моей природы, совершенно новый опыт, - сказал Овчаренко. - Мне как исполнителю роли романтического Ромео надо было перевоплотиться в образ грозного князя Курбского. Причем, по ходу спектакля и развития сюжета, он предстает таким разным - властным, сильным, страдающим, сомневающимся, и все эти перемены надо было прочувствовать и передать в танце".
Танцовщик добавил, что такие роли очень важны для артиста - они позволяют развиваться и расти не только как танцовщику, но и как человеку, обогащая знаниями литературы и истории.
В спектакле использованы фрагменты музыки к известному фильму Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", фрагменты "Русской увертюры", кантаты "Александр Невский" и Третьей симфонии.