Рейтинг@Mail.ru
Юрий Григорович и его "золотые" балеты - РИА Новости, 14.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Юрий Григорович и его "золотые" балеты

Читать ria.ru в
Дзен

2 января знаменитому хореографу Юрию Григоровичу исполняется 85 лет. Именно с его твердой руки в 1964 году начался "золотой век" Большого театра, в его постановках блистали легенды - Плисецкая, Лиепа, Бессмернова, Максимова. И сейчас, не только в Большом, но и в других театрах мира, похвала Григоровича для танцовщика - большая редкость и одна из высших профессиональных наград.

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанк2 января хореографу Юрию Григоровичу исполняется 85 лет.
Концерт в честь юбилея дирижера Геннадия Рождественского
2 января хореографу Юрию Григоровичу исполняется 85 лет.
1 из 22
© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкСегодня имя Юрия Григоровича - синоним классической балетной школы, а в начале 60-х его приход ознаменовал начало новой эпохи, преодолевшей творческий застой, в котором находилась хореография.
Балетмейстер Юрий Григорович
Сегодня имя Юрия Григоровича - синоним классической балетной школы, а в начале 60-х его приход ознаменовал начало новой эпохи, преодолевшей творческий застой, в котором находилась хореография.
2 из 22
© РИА Новости / Педенчук | Перейти в медиабанкИменно с его твердой руки в 1964 году начался "золотой век" Большого театра и вместе с ним русского балета в целом. Григорович руководил балетом главного театра страны более 30 лет.

На фото: Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР (ныне России) Юрий Григорович во время репетиции. 1979 год.

Главный балетмейстер ГАБТ СССР Юрий Григорович
Именно с его твердой руки в 1964 году начался "золотой век" Большого театра и вместе с ним русского балета в целом. Григорович руководил балетом главного театра страны более 30 лет.

На фото: Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР (ныне России) Юрий Григорович во время репетиции. 1979 год.

3 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ Большой театр Григорович пришел в 1964 году из Мариинского, тогда - Ленинградского театра имени Кирова, где он поставил два своих лучших, по мнению критиков, балета — "Каменный цветок" и "Легенду о любви".

На фото: Юрий Григорович проводит репетицию. 1965 год.

Главный балетмейстер ГАБТ Юрий Григорович
В Большой театр Григорович пришел в 1964 году из Мариинского, тогда - Ленинградского театра имени Кирова, где он поставил два своих лучших, по мнению критиков, балета — "Каменный цветок" и "Легенду о любви".

На фото: Юрий Григорович проводит репетицию. 1965 год.

4 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкГалина Уланова http://www.bolshoi.net/balet/legenda/page.htm вспоминала: "Когда в 1944 году я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище... Спустя время >...> я увидела его "Легенду о любви". Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением "Легенды", жалела, что уже не танцую..."

На фото: Наталья Бессмертнова в проли Ширин и Марис Лиепа в роли Ферхада в сцене из балета "Легенда о любви".

Сцена из балета Арифа Меликова Легенда о любви
Галина Уланова http://www.bolshoi.net/balet/legenda/page.htm вспоминала: "Когда в 1944 году я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище... Спустя время >...> я увидела его "Легенду о любви". Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением "Легенды", жалела, что уже не танцую..."

На фото: Наталья Бессмертнова в проли Ширин и Марис Лиепа в роли Ферхада в сцене из балета "Легенда о любви".

5 из 22
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк"Каменный цветок" стал знаковым событием, обозначившим расставание с драматическим балетом. "Все лучшее из области традиций и современных средств — предстает в этой постановке в форме яркой и убедительной. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком... Вот это удача знаменательная", - http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/02/424/81.html писал об этой постановке Дмитрий Шостакович. В 1959 году Григорович перенес этот балет на сцену Большого театра.

На фото: Майя Плисецкая - Хозяйка медной горы и Николай Фадеечев - Данила в балете "Каменный цветок". 1959 год.

Плисецкая и Фадеечев в балете Каменный цветок
"Каменный цветок" стал знаковым событием, обозначившим расставание с драматическим балетом. "Все лучшее из области традиций и современных средств — предстает в этой постановке в форме яркой и убедительной. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком... Вот это удача знаменательная", - http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/02/424/81.html писал об этой постановке Дмитрий Шостакович. В 1959 году Григорович перенес этот балет на сцену Большого театра.

На фото: Майя Плисецкая - Хозяйка медной горы и Николай Фадеечев - Данила в балете "Каменный цветок". 1959 год.

6 из 22
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкПодопечные Григоровича - Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Марис Лиепа - прославились благодаря знаменитой классике своего наставника.

На фото: Юрий Григорович и Людмила Семеняка на репетиции. 1978 год.

Григорович и Семеняка на репетиции
Подопечные Григоровича - Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Марис Лиепа - прославились благодаря знаменитой классике своего наставника.

На фото: Юрий Григорович и Людмила Семеняка на репетиции. 1978 год.

7 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк"Я — приверженец классического танца, - http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/02/424/81.html признается Юрий Григорович. - ...> Классический танец дает мне все, что нужно для моей работы. Привлекательна для меня и традиция классического балетного театра. Это — театр большого стиля, полнометражных спектаклей, где есть идея, сюжет, герои, страсти, драматизм, где есть костюмы, декорации, свет, световая палитра... Иначе говоря, есть то, что увлекает, воздействует на умы и сердца зрителей".

На фото: главный балетмейстер ГАБТ Юрий Григорович (на первом плане) проводит репетицию. 1987 год.

Григорович проводит репетицию
"Я — приверженец классического танца, - http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/02/424/81.html признается Юрий Григорович. - ...> Классический танец дает мне все, что нужно для моей работы. Привлекательна для меня и традиция классического балетного театра. Это — театр большого стиля, полнометражных спектаклей, где есть идея, сюжет, герои, страсти, драматизм, где есть костюмы, декорации, свет, световая палитра... Иначе говоря, есть то, что увлекает, воздействует на умы и сердца зрителей".

На фото: главный балетмейстер ГАБТ Юрий Григорович (на первом плане) проводит репетицию. 1987 год.

8 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк"Артист, танцующий "Лебединое озеро" или, скажем, "Спящую красавицу", сможет исполнить балет в любом стиле, любого направления — модерн, джаз, свободный танец... А вот кто не прошел школу классики, эти спектакли уже не одолеет, хотя вполне сможет танцевать нечто современное", - http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/02/424/81.html уверен Григорович.

На фото: Людмила Семеняка (Аврора) и Александр Богатырев (Принц) в балете "Спящая красавица". Хореография Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича. 1978 год.

Людмила Семеняка и Александр Богатырев в балете Спящая красавица
"Артист, танцующий "Лебединое озеро" или, скажем, "Спящую красавицу", сможет исполнить балет в любом стиле, любого направления — модерн, джаз, свободный танец... А вот кто не прошел школу классики, эти спектакли уже не одолеет, хотя вполне сможет танцевать нечто современное", - http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/02/424/81.html уверен Григорович.

На фото: Людмила Семеняка (Аврора) и Александр Богатырев (Принц) в балете "Спящая красавица". Хореография Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича. 1978 год.

9 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ 1968 году Григорович поставил свой знаменитый "Спартак", в котором мужским партиям впервые в истории балетного искусства отводилась главенствующая роль.

На фото: финальная сцена балета Арама Хачатуряна "Спартак". 1968 год.

Финальная сцена балета Спартак
В 1968 году Григорович поставил свой знаменитый "Спартак", в котором мужским партиям впервые в истории балетного искусства отводилась главенствующая роль.

На фото: финальная сцена балета Арама Хачатуряна "Спартак". 1968 год.

10 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВсе внимание зрителей доставалось исполнителям ведущих партий - Владимиру Васильеву, танцевавшему Спартака, и Марису Лиепе - полководцу Крассу. Соперник Лиепы по сюжету и главный конкурент по труппе Большого Владимир Васильев http://www.tvkultura.ru/news.html?id=110188=104 признавался: "Исполняя Спартака, я старался соответствовать моему противнику".

На фото: балерина Ольга Лепешинская, Юрий Григорович поздравляют Владимира Васильева Мариса Лиепу с премьерой балета "Спартак".

Лепешинская, Григорович, Васильев и Лиепа
Все внимание зрителей доставалось исполнителям ведущих партий - Владимиру Васильеву, танцевавшему Спартака, и Марису Лиепе - полководцу Крассу. Соперник Лиепы по сюжету и главный конкурент по труппе Большого Владимир Васильев http://www.tvkultura.ru/news.html?id=110188=104 признавался: "Исполняя Спартака, я старался соответствовать моему противнику".

На фото: балерина Ольга Лепешинская, Юрий Григорович поздравляют Владимира Васильева Мариса Лиепу с премьерой балета "Спартак".

11 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк"Спартак" Григоровича был главным "экспортным товаром" Большого театра, не теряя свою ценность в течение долгих лет. Николай Цискаридзе http://www.ng.ru/saturday/2006-12-29/16_grigorovich.html вспоминал, что за билеты на "Спартак" можно было "выменять подписку на редкие книги или устроиться к хорошему врачу".

На фото: Юрий Григорович репетирует сцену из балета "Спартак" с исполнительницей партии Фригии Екатериной Максимовой.

Главный балетмейстер Большого театра СССР Юрий Григорович репетирует с Екатериной Максимовой
"Спартак" Григоровича был главным "экспортным товаром" Большого театра, не теряя свою ценность в течение долгих лет. Николай Цискаридзе http://www.ng.ru/saturday/2006-12-29/16_grigorovich.html вспоминал, что за билеты на "Спартак" можно было "выменять подписку на редкие книги или устроиться к хорошему врачу".

На фото: Юрий Григорович репетирует сцену из балета "Спартак" с исполнительницей партии Фригии Екатериной Максимовой.

12 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ постановке "Золотой век" на музыку Шостаковича - первом балетном авантюрном детективе, подопечная и супруга Григоровича Наталья Бессмертнова танцевала главную партию. Действие балета разворачивалось в Советском союзе времен НЭПа, а точнее - в ресторане "Золотой век", где за любовь эстрадной артистки Риты (Бессмертнова) боролись молодой рыбак Борис и мошенник Яшка.

На фото: сцена из балета "Золотой век". Партию Риты исполняет Наталья Бессмертнова, Борис - Ирек Мухамедов.

Сцена из балета Золотой век на музыку Дмитрия Шостаковича
В постановке "Золотой век" на музыку Шостаковича - первом балетном авантюрном детективе, подопечная и супруга Григоровича Наталья Бессмертнова танцевала главную партию. Действие балета разворачивалось в Советском союзе времен НЭПа, а точнее - в ресторане "Золотой век", где за любовь эстрадной артистки Риты (Бессмертнова) боролись молодой рыбак Борис и мошенник Яшка.

На фото: сцена из балета "Золотой век". Партию Риты исполняет Наталья Бессмертнова, Борис - Ирек Мухамедов.

13 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкМало кто имел смелость спорить с "маленьким Сталиным" - так Григоровича называла Плисецкая - его власть в Большом театре почти 30 лет была безграничной.

На фото: Жюри III Международного конкурса артистов балета. Справа - председатель, народный артист СССР Юрий Григорович. 1977 год.

Жюри III Международного конкурса артистов балета
Мало кто имел смелость спорить с "маленьким Сталиным" - так Григоровича называла Плисецкая - его власть в Большом театре почти 30 лет была безграничной.

На фото: Жюри III Международного конкурса артистов балета. Справа - председатель, народный артист СССР Юрий Григорович. 1977 год.

14 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ 1988 году Григорович отправил на пенсию Плисецкую, Васильева, Максимову, Тимофееву, Лавровского и Бессмертнову. Виталий Вульф впоследствии http://gazeta.aif.ru/_/online/aif/1233/13_01 говорил: "Шум поднялся невообразимый: как, ушла слава Большого театра?! Никто только не обратил внимания, что среди выведенных на пенсию была и жена Грига - Наталия Бессмертнова. И еще. Все говорили, что Григорович уволил Майю Плисецкую - фантастическую балерину. Но то, что ей исполнилось уже 63 года в тот момент, это никого не интересовало".

На фото: Наталья Бессмертнова и Юрий Григорович на репетиции. 1979 год.

Бессмертнова и Григорович на репетиции
В 1988 году Григорович отправил на пенсию Плисецкую, Васильева, Максимову, Тимофееву, Лавровского и Бессмертнову. Виталий Вульф впоследствии http://gazeta.aif.ru/_/online/aif/1233/13_01 говорил: "Шум поднялся невообразимый: как, ушла слава Большого театра?! Никто только не обратил внимания, что среди выведенных на пенсию была и жена Грига - Наталия Бессмертнова. И еще. Все говорили, что Григорович уволил Майю Плисецкую - фантастическую балерину. Но то, что ей исполнилось уже 63 года в тот момент, это никого не интересовало".

На фото: Наталья Бессмертнова и Юрий Григорович на репетиции. 1979 год.

15 из 22
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкВ 1995-м Григорович покинул Большой театр, а через год возглавил труппу Краснодарского театра, в репертуаре которого очень скоро появились его балеты - "Лебединое озеро", "Жизель" "Шопениана", "Каменный цветок" и другие. "Краснодар теперь — это настоящая балетная Мекка", - http://www.kommersant.ru/doc/472138/print заметила Ольга Лепешинская после очередной триумфальной премьеры.

На фото: Юрий Григорович на вечере, посвященном 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности.

Юрий Григорович
В 1995-м Григорович покинул Большой театр, а через год возглавил труппу Краснодарского театра, в репертуаре которого очень скоро появились его балеты - "Лебединое озеро", "Жизель" "Шопениана", "Каменный цветок" и другие. "Краснодар теперь — это настоящая балетная Мекка", - http://www.kommersant.ru/doc/472138/print заметила Ольга Лепешинская после очередной триумфальной премьеры.

На фото: Юрий Григорович на вечере, посвященном 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности.

16 из 22
© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкВ Большой Юрий Григорович вернулся в 2008 году, тогда гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов http://ria.ru/culture/20080228/100223271.html назвал это назначение "производственной необходимостью". "В репертуаре театра девять балетов идут в постановке или редакции Юрия Григоровича. Поэтому одна из задач - следить за этими спектаклями, а вторая - корректировать их", - отметил он.

На фото: сцена из балета "Раймонда" в обновленной постановке Юрия Григоровича.

Балет Раймонда на сцене ГАБТа
В Большой Юрий Григорович вернулся в 2008 году, тогда гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов http://ria.ru/culture/20080228/100223271.html назвал это назначение "производственной необходимостью". "В репертуаре театра девять балетов идут в постановке или редакции Юрия Григоровича. Поэтому одна из задач - следить за этими спектаклями, а вторая - корректировать их", - отметил он.

На фото: сцена из балета "Раймонда" в обновленной постановке Юрия Григоровича.

17 из 22
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВ 2009 году на сцене Большого показали красочную премьеру одного из самых старых балетов в мире "Тщетная предосторожность" в постановке Григоровича. В основе сюжета история о счастливом соединении юных влюбленных Лизы и Колена, вопреки желанию родственников выдать девушку замуж за наследника богача.
Генеральная репетиция балета Тщетная предосторожность в постановке Юрия Григоровича на сцене ГАБТ России
В 2009 году на сцене Большого показали красочную премьеру одного из самых старых балетов в мире "Тщетная предосторожность" в постановке Григоровича. В основе сюжета история о счастливом соединении юных влюбленных Лизы и Колена, вопреки желанию родственников выдать девушку замуж за наследника богача.
18 из 22
© РИА Новости / Антон Денисов | Перейти в медиабанкЮрий Григорович возглавляет жюри целого ряда международных балетных конкурсов.

На фото: актриса Марина Александрова, председатель жюри Юрий Григорович и прима-балерина Большого театра Мария Александрова (слева направо) на церемонии вручения международной премии в области балета "Benois de la dance".

XIX вручение приза Benois de la Danse
Юрий Григорович возглавляет жюри целого ряда международных балетных конкурсов.

На фото: актриса Марина Александрова, председатель жюри Юрий Григорович и прима-балерина Большого театра Мария Александрова (слева направо) на церемонии вручения международной премии в области балета "Benois de la dance".

19 из 22
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк"В Большом театре, как и в других театрах мира, актеры мысленно танцуют перед Юрием Григоровичием. Разумеется, прежде всего, в его балетах. Но и не только", - уверен http://ria.ru/culture/20070118/59322080.html профессор Андрей Золотов.

На фото: сцена из балета "Баядерка" в постановке Юрия Григоровича.

Бенефис солиста Большого театра Николая Цискаридзе прошел в Москве
"В Большом театре, как и в других театрах мира, актеры мысленно танцуют перед Юрием Григоровичием. Разумеется, прежде всего, в его балетах. Но и не только", - уверен http://ria.ru/culture/20070118/59322080.html профессор Андрей Золотов.

На фото: сцена из балета "Баядерка" в постановке Юрия Григоровича.

20 из 22
© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкПервую балетную премьеру на обновленной сцене Большого театра, открывшегося после реконструкции, готовил сам мэтр. Еще на репетиции зрители отметили безупречную работу кордебалета и совсем юных танцовщиков, которых хвалил во время репетиции и сам Григорович.

На фото: балетмейстер Юрий Григорович перед началом репетиции балета "Спящая красавица".

Репетиция балета Спящая красавица в Большом театре
Первую балетную премьеру на обновленной сцене Большого театра, открывшегося после реконструкции, готовил сам мэтр. Еще на репетиции зрители отметили безупречную работу кордебалета и совсем юных танцовщиков, которых хвалил во время репетиции и сам Григорович.

На фото: балетмейстер Юрий Григорович перед началом репетиции балета "Спящая красавица".

21 из 22
© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкПосле http://ria.ru/culture/20111119/492421906.html премьеры зал, заполненный до отказа разразился овацией и долго не отпускал исполнителей и их наставника со сцены. "Григорович снова новый, новый по существу. Хореография Мариуса Петипа в новом спектакле звучит в полноте своей гармоничной возвышенности, естественности, изобретательности и любования актером", http://ria.ru/analytics/20111126/498485405.html написал профессор Андрей Золотов об этой постановке.

На фото: Светлана Захарова в роли принцессы Авроры и Дэвид Холлберг в роли принца Дезире в сцене из балета "Спящая красавица".

Репетиция балета Спящая красавица в Большом театре
После http://ria.ru/culture/20111119/492421906.html премьеры зал, заполненный до отказа разразился овацией и долго не отпускал исполнителей и их наставника со сцены. "Григорович снова новый, новый по существу. Хореография Мариуса Петипа в новом спектакле звучит в полноте своей гармоничной возвышенности, естественности, изобретательности и любования актером", http://ria.ru/analytics/20111126/498485405.html написал профессор Андрей Золотов об этой постановке.

На фото: Светлана Захарова в роли принцессы Авроры и Дэвид Холлберг в роли принца Дезире в сцене из балета "Спящая красавица".

22 из 22
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала