МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Российский институт культурологии (РИК) изучил на предмет наличия экстремизма кинофильм "Последнее искушение Христа" режиссера Мартина Скорсезе, вышедший в 1988 году, и заключил, что в нем нет ничего экстремистского, хотя он не соответствует христианским догмам, сообщил РИА Новости директор института киновед Кирилл Разлогов.
Прокуратура Москвы сообщила в пятницу, что проверяет необходимость запрета фильма "Последнее искушение Христа" по обращению депутата Госдумы от ЛДПР Александра Старовойтова, который попросил проверить картину на наличие экстремизма.
"Наш институт дал заключение о том, что произведения такого уровня вообще не подлежат разбирательству, потому что это художественное произведение, а не публицистическое высказывание... Художник имеет право в качестве вариантов рассматривать любые ситуации", - сказал Разлогов.
По словам собеседника агентства, заключение на картину было написано семь-десять дней назад. Директор РИК не уточнил, на чей именно запрос давалось данное заключение.
"Можно по-разному относиться к тому, что физически показано, но в этом фильме ничего физически не показано, что было бы предосудительным. Фильм этот - философское размышление о сложной судьбе Иисуса Христа как человека. Ничего экстремистского даже близко там нет, но это не совпадает с догмами христианства. Но художник имеет право размышлять и над догмами христианства, и над догмами ислама, и над догмами буддизма, и над другими догмами", - отметил киновед.
Он также напомнил, что картина Скорсезе является экранизацией романа "Последнее искушение" греческого писателя Никоса Казандзакиса.
Скандальный роман вышел в 1955 году и исследует конфликт между божественной и человеческой сторонами жизни Христа.
"Ну, давайте разберемся с Казандзакисом, давайте разберемся с ересями разного рода, которые существовали, давайте разбираться с разного рода свободомыслием, которое еще тоже окончательно не искоренено, но тогда мы далеко рискуем зайти... Это часть более общей проблемы: насколько произведения искусства, выдающиеся произведения искусства, к числу которых фильм, безусловно, принадлежит, поддаются вообще такого рода анализу", - заявил Разлогов.
Президент гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ Андрей Шемякин поддержал это мнение.
"Этот фильм - прежде всего экранизация романа. Он содержит противопоставление мирской жизни и духовной. Но это художественное высказывание", - сказал он РИА Новости.
По мнению Шемякина, фильм Скорсезе уже давно получил свою оценку и, возможно, является "самым спорным произведением большого художника".
В свою очередь режиссер Павел Лунгин сказал РИА Новости, что он не видел этот фильм, но проверку картины на экстремизм считает "полным бредом".
"Мне это кажется таким бредом, что даже нечего и сказать... Это так же глупо, как "Лолиту" запрещать", - заявил он.
Скорсезе, глубоко верующий католик, мечтал снять "Последнее искушение Христа" с середины 1970-х годов, но приступил к работе лишь в 1987 году. Роль Иисуса Христа исполнил голливудский актер Уиллем Дефо.
Фильм стал участником конкурсной программы Венецианского кинофестиваля, из-за чего режиссер Франко Дзефирелли в знак протеста снял с показа свою картину "Молодой Тосканини". "Последнее искушение Христа" также вызвало волну критики со стороны религиозных организаций. Прокат фильма сопровождался беспорядками и акциями протеста. В нескольких крупных городах США противникам фильма удалось добиться запрета его выхода в прокат.
В России фильм также был встречен неоднозначно - в 1997 году Русская православная церковь выступила против показа ленты в эфире телеканала НТВ, поскольку считала, что демонстрация картины "нарушает нормы российского законодательства и общественной нравственности".