Рейтинг@Mail.ru
Как научить школьников беречь энергию? Одних слов мало, нужна практика - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как научить школьников беречь энергию? Одних слов мало, нужна практика

Читать ria.ru в
Привычку экономить тепло, свет и воду надо воспитывать в детях с раннего возраста, считают эксперты. Для этого они предлагают разрабатывать и внедрять специальные игры для малышей, учебные пособия для средних и старших классов, вносить дополнения в уроки физики, химии и ОБЖ и проводить конкурсы на лучший проект по энергосбережению.

МОСКВА, 1 ноя - Анна Курская, РИА Новости. Привычку экономить тепло, свет и воду надо воспитывать в детях с раннего возраста, считают эксперты. Для этого они предлагают разрабатывать и внедрять специальные игры для малышей, учебные пособия для средних и старших классов, вносить дополнения в уроки физики, химии и ОБЖ и проводить конкурсы на лучший проект по энергосбережению.

Все школы, детские сады, колледжи и вузы России по закону с 2010 года должны экономить энергию и повышать свою энергоэффективность. Для этого правительство обязало их разработать и принять к январю 2013 года энергетические паспорта с данными о расходовании тепла, света и воды.

Однако вне зависимости от того, получила школа энергопаспорт или нет, по закону она, как и любое другое учреждение образования, обязана ежегодно снижать потребление энергии на 3%. К 2015 году ее экономия должна составить не менее 15% по каждому виду энергоресурсов.

Достичь такой экономии непросто: в школах появляется все больше компьютеров, интерактивных пособий и досок, которые потребляют электричество. Администрации учебных заведений придется ликвидировать все источники ненужных потерь тепла, света и воды — менять окна, утеплять чердаки и подвалы, заделывать щели, регулировать отопление в классах.

Но никакие технические меры не принесут эффекта, если ученики и педагоги не будут соблюдать элементарные правила экономии энергии.

Трехмерные прогулки по виртуальным классам

Учить детей энергобережливому поведению полезно во всех отношениях, считают специалисты. Школьники, которые привыкли выключать свет, выходя из помещения, и проверять, закрыты ли краны с водой, помогут не только своей школе, но и своей семье.

С нынешним ростом тарифов ЖКХ этот вопрос стал особенно актуальным для многих россиян. Причем специалисты утверждают, что экономить потери энергии, а значит, и деньги, можно достаточно серьезно.

«Взрослым тяжело объяснить, как можно сэкономить», — рассказал во вторник в ходе круглого стола в РИА Новости полномочный представитель председателя правления ОАО «РусГидро» Александр Халтурин. По его мнению, прививать воздействовать на взрослых легче всего через детей.

Чтобы решить эту проблему комплексно, Министерство образования и науки РФ сегодня разрабатывает специальные учебные пособия и игры для детей разного возраста.

«Основной вопрос в пропаганде энергосбережения стоит в воспитании именно детей, потому что взрослых перевоспитать достаточно сложно. Министерство приняло решение о разработке нескольких программ, которые помогут привить детям энергоэффективные принципы поведения», — сообщил в ходе круглого стола руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Минобрнаки Владимир Фролов.

По его словам, учебные пособия — книги и электронные игры — появятся уже в следующем году и будут широко распространяться, в том числе и через интернет.

В качестве примера он рассказал об игровом пособии «Моя энергия». В ходе игры школьник будет путешествовать в компании домовенка по трехмерным интерьерам квартиры, дома, школы и отыскивать способы сэкономить электроэнергию.

Другое пособие — «Умный город» — это тоже трехмерная игра, охватывающая все сферы жизни ребенка. Она должна научить школьника беречь электроэнергию и рассказать ему о пользе такой экономии.

По словам Фролова, новые учебные пособия потребуют изменений в школьных программах. «Это надо внедрять не как отдельную тему, а в рамках школьных предметов, таких как физика, химия», — считает он.

Лучше один раз увидеть

Впрочем, учебники Минобрнауки не станут первыми пособиями по энергосбережению в российских школах. Более 15 лет в России работает международная общественная организация «Школьный проект о рациональном использовании энергии и ресурсов» Spare, которая разрабатывает и распространяет свои учебники, игры и программы. Большое значение в них отводится экспериментам и практической работе.

Ребенку недостаточно услышать о том, что нужно экономить энергию, ему нужно что-то сделать своими руками, провести эксперимент, рассказала в ходе круглого стола российский координатор Spare Ольга Сенова.

«С помощью чайника можно увидеть, как работает парниковый эффект, — стала перечислять она. — Можно смастерить всем известную ветряную вертушку, и увидеть, что можно получить энергию из ветра. Или сделать из пластика лопасти, которые покажут, как работает гидроэлектростанция.  Можно рассказать детям, как тепло проходит по разным материалам, положив в стакан с горячим чаем пластмассовую и металлическую ложечки».

Существует множество экспериментов для детей разного возраста, которые иллюстрируют, например, такие понятия как «теплоизоляция» и «освещение».

Школьники, которые получили начальные знания об энергосбережении, могут воплотить в их собственных проектах и принять участие в специальных конкурсах.

«Сквознякометр» и светлые обои

В России проходит национальный этап Международного конкурса «Энергия и среда обитания», и любой школьник может представить на нем свой собственный проект.

«Мальчик из Иркутска сделал совершенно потрясающую и простую работу, — рассказала Ольга Сенова. — Он переоборудовал свою комнату для того, чтобы она была более энергоэффективной. Вместе с мамой они укоротили занавески, переставили диван, поставили стол так, чтобы дневной свет максимально падал на рабочее место, переклеили обои, заменив темные на светлые, чтобы обходиться меньшей мощностью освещения».

Часто дети рассчитывают, какие материалы нужно купить для утепления класса, что при этом произойдет, на сколько градусов повысится температура воздуха, удастся ли отказаться от использования электрических обогревателей в классе.

«В одной школе дети придумали простой «сквознякометр» — карандашик с привязанной ниточкой — для того, чтобы искать щели в стыках оконных рам. Вообще-то мы знаем, что щели можно искать со свечкой, но для детей это немного опасный способ. А карандаш с ниточкой может показать, где из окна дует, что нужно утеплить», — рассказала Ольга Сенова.

Подобные эксперименты и расчеты ребята проводят и для экономии освещения. Затем со своими проектами они выходят на конкурс. Пока в нем участвуют 300-500 школ, но при поддержке государства их число могло бы вырасти в сто раз, проекты по энергосбережению могли бы создаваться во всех российских школах, уверена эксперт.

К этой точке зрения сегодня начинают прислушиваться и руководители в сфере образования. В частности, столичные школьники смогут принять участие в конкурсе по энергосбережению, сообщил в ходе круглого стола руководитель направления «Энергоэффективность в системе образования» Департамента образования Москвы Сергей Гужов.

«Мы стараемся внедрить весь спектр того, что есть в области экономии электроэнергии, здесь замечательно подходят и игры, и конкурсы. В конце года, 22 декабря, планируем подвести итоги конкурса для школьников «Расходуем ресурс рационально», где каждая школа или ребенок, которые имеют какую-то проработанную идею или мысль, могут рассказать о ней и представить», — сказал Гужов.

Эксперты утверждают, что лучшие идеи ребят планируется реализовать на практике. Что ж, это отличный стимул для учебы. Возможно, он сработает, и идея экономия энергии станет понятной и близкой российским школьникам.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала