Елена Костомарова
В российском прокате с 1 ноября стартует новый фильм Кирилла Серебренникова "Измена" - резкая, неровная, вызывающе эстетская драма о разрушительной страсти, показанная в конкурсе Венецианского кинофестиваля в этом году.
"Измена" - пятая полнометражная картина Серебренникова, режиссера театра и кино, чьи предыдущие ленты "Изображая жертву", и "Юрьев день" были отмечены призами российских кинофестивалей.
Он (македонский актер Деян Лилич) и Она (немецкая актриса Франциска Петри), безымянные мужчина и женщина в условном городе условной страны – таковы скупые данные, определяющие повествование. "Мой муж изменяет мне с Вашей женой", - сообщает Она Ему, и эта фраза становится точкой отсчета их общей истории. С этой минуты герои словно не вправе расстаться - вдвоем они идут по следам супругов. Все детали измены становятся для них болезненно важными: вот место, где встречаются любовники, скамейка, на которой подолгу сидят, отель, в котором находят уединение.
Он предпринимает жалкую попытку объясниться с женой (Альбина Джанабаева), Она – мучительно страдает, не смея приблизиться к мужу, ставшему чужим. Любовь, унижение, страсть, отчаяние смешиваются в одну разрушительную эмоцию, напряжение нарастает и, наконец, выплескивается наружу – неверные супруги погибают, красиво упав с балкона того самого гостиничного номера. Он и Она случайно встретятся через несколько лет, и их история о любви и смерти совершит свой новый виток.
"Я снимал фильм-катастрофу об отношениях между мужчиной и женщиной, о скрытых эмоциях и мыслях. О том, что, возможно, даже не имеет названия. В нашем фильме нет города, нет ни друзей, ни врагов. Есть только воздух измены, пространство измены, плоть измены. Все подчеркивает лишь одно - страстное желание главных героев не быть одинокими и их инстинктивную жажду любить", - объясняет Серебренников.
Режиссер подчеркивает, что все, произошедшее с героями, может случиться с каждым - в основе сценария, написанного Серебренниковым совместно с Натальей Назаровой, лежит реальное событие, случившееся с семейной парой в США. "Если его (фильм – прим.ред.) увидят люди, находящиеся в состоянии измены, они должны задуматься о том, куда они идут, и что с ними будет. Они должны понимать, что оказались практически в зоне катастрофы - землетрясения или цунами. С ними может каждую секунду произойти любая неприятность. Они этими вибрациями, тем, что они делают, создают ужасное давление, напряжение, которое может привести к гибели", говорит Серебренников.
На главные роли Серебренников специально пригласил европейских актеров – македонца Деяна Лилича и немецкую актрису Франциску Петри. Решительный отказ от кастинга в России он объяснял так: "Мне надо было, чтобы я про них (актеров – прим.ред.) ничего не знал: в каких сериалах они снимались, кто у них мужья и жены, что про них пишут таблоиды. Чтобы это были чистые творческие люди - для меня".
Этот ход, несомненно, дал свои результаты, особенно, в случае с Франциской Петри, отмеченной за эту работу в "Измене" на кинофестивале в Абу-Даби. По ходу действия она стремительно перевоплощается из несчастной, брошенной женщины в роковую героиню. Не последнюю роль для стилистики картины, визуально напоминающей "Елену" Звягинцева (оператор фильма – Олег Лукичёв, снимавший и "Юрьев день"), играет необычная внешность актрисы, которую авторы, как смогли, подчеркнули на экране с помощью одежды и ракурсов съемки. В кадре на фоне бесконечных холодных осенних пейзажей горят ее рыжие волосы, бледная, полупрозрачная кожа, ярко-алый шарф.
Впрочем, концепция выбора актеров с "незнакомыми" зрителю лицами рушится при появлении Альбины Джанабаевой, известной в России как солистка группы "ВИА Гра" - ей в картине достаются самые откровенные сцены. И если Петри и Лиличу время от времени удается поднять накал эмоций до уровня трагедии, как того задумывал режиссер, то, например, сцена с Джанабаевой в гробу или с чиновницей, требующей от главного героя поцелуя (Гуна Зариня), низвергает эту самую трагедию до фарса и сопровождается недоуменным смехом в зале. В итоге так выглядит и вся эмоциональная кардиограмма "Измены" - от бесконечного максимума к полному нулю.