Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Коммунальные службы Москвы дружно взялись за обработку дорог и тротуаров противоледными реагентами в попытках спасти город от последствий вторничного ледяного дождя, который в среду перешел в дождь со снегом. Для обработки применяется бишофит – препарат, экологические преимущества которого пока не очевидны, и от применения которого столичные власти один раз уже отказывались.
Нынешний ледяной дождь пока не сравним с тем, что случился в декабре 2010 года – но усердие коммунальщиков позволяет надеяться, что ходить и ездить по столичным дорогам будет не скользко. Но вот насколько безопасно?
Руководитель департамента ЖКХ Москвы Андрей Цыбин две недели назад сообщал, что столица будет применять новые реагенты на основе бишофита, и что в ближайшее время будет проведена экологическая экспертиза нового проекта.
Противологоледные реагенты на основе бишофита (жидкие и твердые) использовались в Москве с 2001 года, но с зимы 2003-2004 годов они выпали из сферы интересов руководителей московского ЖКХ. За прошедшие годы столичные власти сменили в Москве больше десяти видов реагентов.
Таким образом, круг длиной девять лет замкнулся. На десятый год зимние эксперименты на москвичах, их собаках и автомобилях пошли по второму кругу. Наверное, пришло время перестать слушать их объяснения и самостоятельно разобраться, чем одни реагенты лучше или хуже других. Это не сложно.
Органические кислоты
Противооблединительные реагенты – либо органические вещества, либо неорганические. Если кто-нибудь вам скажет, что топить снег и лед будут какими-то третьими веществами, например, наночастицами, не верьте этому человеку. Других веществ в природе не существует. Даже наночастицы, они либо органические, либо неорганические.
Если реагент изготовлен на основе органического вещества, то металлическая машина от него ржаветь не будет. Максимум, что можно ждать от органического реагента, – это расплавления резиновых прокладок и пластмассовых деталей.
До сих пор органические реагенты готовились на основе уксусной или муравьиной кислоты. Ключевое слово – кислота. Если кто-нибудь вам скажет, что такой реагент безвреден для вашей собаки, гуляющей босиком по двору, не верьте этому человеку.
Кислота будет обжигать кожу животному – либо совсем немного, практически незаметно, либо сильно, как было прошлой зимой. Все зависит от концентрации кислоты в реагенте и служебного рвения дворника, обрабатывающего вашу территорию. С этим не спорит даже Цыбин, советуя выгуливать собак и кошек в специальной обуви.
Неорганические соли
Неорганические реагенты – это соли. Ничем иным они не могут быть, потому что физический принцип их действия основан на том, что температура замерзания соленой воды гораздо ниже, чем несоленой.
До сих пор в России в качестве неорганических реагентов использовали хлориды натрия (NaCl – обычная соль, которой мы солим еду), кальция (CaCl2 – реагенты типа ХКМ) и магния (MgCl2 – бишофит). Брали в основу реагента отдельно каждую соль или в смеси, с теми или иными добавками или без них.
Если кто-нибудь вам скажет, что какой-нибудь из таких реагентов не будет пачкать обувь, не верьте. Все три соли белого цвета, и если соль есть на тротуаре, то, высохнув на ботинках, оставит белых разводы.
Если кто-нибудь скажет, что один из этих реагентов не вызывает коррозии вашей машины или от одного машина гниет меньше, чем от других, тоже не верьте. Возьмите учебник химии для 10-го класса, откройте его на странице, где напечатан электрохимический ряд напряжений металлов, и покажите его человеку, который это утверждает.
В этом ряду все три металла Ca, Na и Mg стоят рядом, один за другим, и их электрохимические потенциалы отличаются на десятые доли после запятой, а от других металлов, стоящих правее их в этом ряду, – на единицы.
Это означает, что при встрече с металлами, которые правее их в ряду, Ca, Na и Mg моментально начинают с ними взаимодействовать, энергично выталкивая отовсюду, где бы те ни были. Например, в днище автомобиля. Правее Ca, Na и Mg в ряду напряжений стоят железо, алюминий, цинк, никель, олово, свинец, серебро, золото.
Вся эта школьная химия означает, что соль Ca, Na и Mg не может не разъесть железную часть автомобиля, даже если она оцинкована или никелирована. Даже серебряное или позолоченное днище будет гнить, только медленнее. Никакая мочевина, никакая другая добавка в соляной реагент этого не остановит.
Кстати, зачем добавляют мочевину? Затем, что лед она растапливает не хуже уксусной кислоты, но, в отличие от нее, всем известна как удобрение. А это позволяет производителю реагента добавить к его торговому названию волшебную приставку "био". Забота о чахлой городской природе получается.
Польза и вред
Вредны ли соляные реагенты для здоровья? Вредными могут быть только добавки в них, а в самих хлоридах натрия, кальция и магния мы с большой пользой для здоровья купаемся во время отпуска на море, часто глотая их открытым ртом. Именно их этих трех хлоридов на 99% состоит морская соль.
Все опять зависит от дозы. Если посыпать соль на рану, будет больно. Если в суп – вкусно. Сыплют в суп хлорид натрия, а не магния или кальция только потому, что его больше в природе. Его легче и дешевле добывать, и физиологически он ближе к составу нашей крови, в которой натрия примерно в 50 раз больше, чем кальция и магния.
Хлорид кальция – проверенное временем лекарство их тех, которые если пользы не принесут, вреда точно не сделают. Его назначают тем, кому кальция не хватает. Производители молока, как правило, добавляют его в свое молоко (пищевая добавка Е509)
– с той же лечебно-профилактической целью.
Красота из-под колес
С хлоридом магния история интереснее. Это – главное бальнеологическое богатство и гордость Израиля. Бишофит, который будут сыпать нам под ноги тоннами, – фактически соль Мертвого моря, за пользование которой люди, приезжая туда со всего мира, платят большие деньги.
Смесь бишофита из воды Мертвого моря с грязью с берегов этого моря – самые дорогие в мире целебные и косметические грязи. Состоятельные дамы во всем мире делают себе из этой грязи маски, мажутся грязью для пилинга и скраб-процедур. А москвичам через несколько недель все это будет лететь в лицо из-под колес машин совершенно бесплатно.
Кого благодарить за это? Мэрию, конечно. Но не только ее. В середине нулевых годов крупнейшим в России и одном из самых крупных в мире месторождением бишофита в Волгоградской области заинтересовались сразу две бизнес-структуры – ГК "Никохим" и "Русал". "Русал" сейчас строит там магниевый завод, "Никохим" занимается своими делами, в том числе добывает бишофит. Волгоградского бишофита много (прогнозные запасы – 180 млрд тонн), всем хватит, даже московской мэрии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции