МОСКВА, 26 окт - РИА Новости, Арсен Хизриев. Встреча главного мусульманского праздника в Москве прошла без жертвоприношений в черте города, однако многие автовладельцы остались недовольны тем, что верующие мешали нормальному движению машин.
Первый снег и проливной дождь испытали терпение московских мусульман, но не помешали им встретить наступление трехдневного праздника Курбан-байрам. Улицы, прилегающие к Соборной мечети Москвы, стали заполняться верующими с половины седьмого утра, и уже в течение следующих полутора часов территория, выделенная под праздничный намаз, была практически переполнена.
Торжественная проповедь муфтия Равиля Гайнутдина, состоявшаяся в молельном шатре, транслировалась не только в России, но и во всех странах СНГ. В ходе своего обращения он отметил участие 20 тысяч граждан России в предваряющем Курбан-байрам хадже (паломничестве в Мекку и ее окрестности, являющемся пятым столпом ислама).
"Если завершение хаджа и наступление праздника Курбан-байрам совпадает с пятничным днем - этот хадж считается Великим хаджем", - добавил он позже.
Сразу после окончания получасовой проповеди часть мусульман покинула территорию Соборной мечети и направилась к более удаленным от проспекта Мира станциям метро, ситуация в районе которых контролировались правоохранительными органами не так пристально. В результате группы верующих, пересекающие дороги в неположенных местах, некоторое время мешали нормальному движению автомобилей в районе станции метро "Сухаревская", вызывая недовольство водителей полным игнорированием правил дорожного движения. Впрочем, в самом метрополитене никаких происшествий не наблюдалось.
Не менее спокойно праздник прошел и в других местах.
"Уже в четвертый раз мы провели празднование на территории парка "Сокольники", в ходе мероприятия были зачитаны поздравления мэра Москвы Сергея Собянина, местной управы и администрации выставочного центра "Сокольники", - сообщил РИА Новости муфтий Альбир Крганов.
По словам муфтия, проходящее в одном из выставочных залов празднование собрало несколько тысяч мусульман, которые чувствовали себя вполне комфортно в крытом помещении.
Проведение нынешнего Курбан-байрама также примечательно тем, что за порядком в районах, прилегающих к московским мечетям, следили не только сотрудники правоохранительных органов, но и общественные активисты. Группы молодых людей следили за соблюдением норм, запрещающих забой жертвенных животных в черте города, устраивая обходы дворов в районах станций метро "Отрадное" и "Проспект Мира".
По словам Игоря Мангушева, лидера одной из таких групп, жертвоприношения еще два года назад происходили в самом центре столицы - районе Тверского бульвара, год назад подобные случаи были зафиксированы в Отрадном и Люблино.
"Прекрасно, что сегодня нам ничего не удалось найти, это значит, что постепенно мы приближаемся к стандартам цивилизованного общества", - констатировал лидер активистов в завершение контрольного обхода.
Курбан-байрам
Праздник жертвоприношения является частью обрядов хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия). Последующие за Курбан-байрамом три дня являются продолжением праздника и называются днями "ташрика".
Мифология праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама (по-арабски - Ибрахима).
Согласно Корану, Ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (агнцем).
С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.
Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.
Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. За три недели не принято веселиться, устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан-байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.
С захода солнца накануне Курбан-байрама и до праздничного намаза мусульмане громко читают такбир (славословие Аллаху). Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях. Мужчины читают громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, заканчивается чтение предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджа.