МОСКВА/ТОМСК, 26 окт - РИА Новости. Праздник жертвоприношения - Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) - самый большой праздник мусульман. Он отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа.
В 2012 году в России Курбан-байрам отмечается 26 октября.
Праздник жертвоприношения является частью обрядов хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия). Последующие за Курбан-байрамом три дня (то есть 11, 12 и 13 числа месяца зуль-хиджа) являются продолжением праздника и называются днями "ташрика".
Мифология праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама (по-арабски - Ибрахима).
Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком.
С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.
Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.
Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения. За три недели не принято веселиться, устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан-байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.
Начиная с захода солнца накануне дня Курбан-байрам и до праздничного намаза, мусульмане громко читают такбир (славословие Аллаху). Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях. Мужчины читают громко, а женщины про себя.
Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, заканчивается чтение предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджа.
Ночь накануне праздника Курбан-байрам или хотя бы часть ночи мусульмане проводят в молитвах.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве.
Время совершения праздничного намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети праздничный намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца. После его окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду.
Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в Судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту - Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву. Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай.
Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.
Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.
Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза - не менее года; буйвол и корова (бык) - два года; верблюд - не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным.
Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца 13-го числа месяца зуль-хиджа.
Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его.
Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети - мулла или муэдзин - читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!"
Прежде чем животное режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Считается, что с первой каплей крови жертвенного животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются все грехи. Кровь и печень животного собирают в черную тряпку, чтобы они не увидели света.
Мясо жертвенного животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.
И только в особых случаях все три части жертвуются нуждающимся. У мусульман это называется назер, то есть приношение по данному обету. Если человек поклялся отблагодарить Всевышнего за выздоровление или избавление от бед, он должен выполнить свое обещание именно в этот день.
После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных.
Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Накануне праздника хозяйки пекут хлеб, лепешки, пироги и бисквиты, а также готовят десерты из изюма и миндаля.
Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами ислама.
Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Впервые в истории России 18 ноября 2012 года в Москве в Государственном Кремлевском Дворце пройдет праздничный концерт "В кругу друзей", приуроченный к празднику Курбан-байрам. Целью праздника является знакомство с истинными традиционными духовно-культурными ценностями ислама, развитие и укрепление мира и добрососедства между представителями разных национальностей и традиционных конфессий России.