МОСКВА, 24 окт - РИА Новости. Выставка работ американского фотографа Стива Шапиро "Проживая Америку", на которой представлено более 150 снимков о бурной эпохе 1960-х годов, открылась в среду в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер.
Экспозицию, которая составлена куратором Анастасией Лепиховой, можно тематически поделить на две части: одна посвящена жизни общества, вторая - сериям портретов и изображениям знаменитостей.
Карьера Шапиро началась в 1961-м, он много путешествовал по Америке, делая репортажи для Life, Time, Rolling Stone, Look, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair.
По словам фотографа, который приехал лично открыть выставку, ставшую самой большой экспозицией его работ не только в России, но и в мире, ему посчастливилось много раз оказываться в правильном месте в правильное время.
Поводы не всегда были веселыми. Так, в 1966-м году Шапиро стал одним из первых, кто прибыл на место убийства Мартина Лютера Кинга в Мемфисе. Он запечатлел не только номер, где убили лидера движения за гражданские права чернокожих американцев, но и комнату, из которой стрелял убийца. Снимок отпечатка ладони на стене, оставленного, по-видимому, преступником, напечатал Life, а после - издания по всему миру. На выставке представлены фото с места преступления, а также несколько портертов Мартина Лютера Кинга на мирном марше в Алабаме.
Тогда же в 1960-е Шапиро снимал и Роберта Кеннеди — одного из самых харизматичных и искренних, по мнению фотографа, американских политиков. Когда позже Кеннеди был убит, печальная история повторилась. Фотопортрет Кеннеди со слезами на глазах 1964-го года, несколько лет пролежавший в издательстве Look, оказался на обложке номера с известием о его смерти.
На выставке представлены снимки, сделанные во время предвыборного турне Кеннеди в 1966-м году - встречи с избирателями, Кеннеди с супругой в самолете, визит в Рио-де-жанейро.
Несколько разделов экспозиции посвящены тем, кого после назовут иконами своего времени - например, Барбре Стрейзанд, которую фотограф запечатлел на съемках "Смешной девчонки" и "Песочницы", а в перерывах играл с ней в карты. Известного писателя Трумена Капоте Шапиро снял во время работы над фильмом по его роману "Хладнокровное убийство" в том самом доме, где было совершено настоящее преступление.
Мохаммед Али, тогда еще Кассиус Клей, предстает 21-летним юношей, большим поклонником монополии и любимцем детворы, а поп-икона Энди Уорхол - непроницаемым эстетом, которого, считает Шапиро, он сумел увидеть настоящим только однажды - на вечеринке, когда тот попал под обаяние своей музы Эди Седжвик.
Есть и отдельные портреты, сделанные не только в 1960-е, но и в 1970-е - тут Дастин Хоффман с Бобом Фоссом, Де Ниро на съемках "Таксиста", Дэвид Боуи, Рене Магритт, Дженис Джоплин и многие другие.
Большая часть работ посвящена общественной жизни 1960-х с ее студенческими волнениями, мирными маршами афроамериканцев за гражданские права и выступлениями тех, кто выходил на улицы с плакатами в поддержку сегрегации, а также "будничной" фотографии с американских улиц.
Отдельный проект отведен под снимки со съемок трилогии Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" с Марлоном Брандо.
Стив Шапиро родился и вырос в Нью-Йорке, учился фотографии у Уильяма Юджина Смита. Его работы находятся в коллекциях Smithsonian Institution (Вашингтон), High Museum of Art (Атланта), Национальной Портретной Галерее (Вашингтон).