Рейтинг@Mail.ru
Ренат Давлетьяров: мало кто у нас умеет снимать кино для людей - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Ренат Давлетьяров: мало кто у нас умеет снимать кино для людей

Читать ria.ru в
Дзен
Скоро на экраны страны выходит психологический триллер "Стальная бабочка", режиссером которого стал Ренат Давлетьяров. В интервью РИА Новости он рассказал историю о мистических совпадениях "Стальной Бабочки" с детективом "Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера, поведал о своем следующем фильме и пояснил, почему в России не умеют снимать кино для людей.

Скоро на экраны страны выходит психологический триллер "Стальная бабочка", режиссером которого по воле случая оказался известный продюсер Ренат Давлетьяров. В интервью РИА Новости он рассказал историю о мистических совпадениях "Стальной Бабочки" с детективом "Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера, поведал о своем следующем фильме и пояснил, почему в России не умеют снимать кино для людей. Беседовала Мария Ганиянц.

Киноосень-2012: "Франкенвини" и Рената Литвинова >>

- В фильме "Стальная бабочка", который выходит в прокат 1 ноября, вы не только продюсер, но и режиссер. И что это вас в режиссеры-то потянуло?

- Есть у меня партнер - Саша Котелевский. Однажды он принес сценарий про серийного убийцу, девчонку-беспризорницу и мента.

Я тогда сказал, что никогда такое снимать не буду, пусть этим занимается НТВ. Но Котелевский что-то почуял и долго и нудно носил мне этот синопсис. Я все время отказывался. Потом он позвал Юрия Короткова, который и был автором этого сценария вместе с Натальей Ворожбит. Коротков пришел, основательно уселся в кресло и 40 минут мне рассказывал историю. Сюжет прост - девочка-беспризорница по имени Чума попадается на очередном гоп-стопе. Менты предлагают ей в обмен на закрытие дела стать приманкой для серийного убийцы, который душит девчонок в парке. А так как жить ей негде, то на время операции 40-летний мент поселяет ее у себя дома. В общем, Коротков меня убедил, что это не детектив, а история про отношения - сложная смесь отцовского чувства и плотского тяготения у мента, тяги к семье и осознания своей нужности у девочки, у которой и крыши-то над головой никогда не было.

Пригласили хорошего молодого режиссера, который взял тайм-аут на доработку диалогов, но вместо этого через месяц принес новый сценарий – детектив про маньяка и расследование – идеальный продукт для НТВ. Компромисса найти не удалось, и я его уволил, так как для меня сценарий всегда важнее личности режиссера.

Другой дебютант, хоть и показался способным, но и с ним после трех дней съемок пришлось расстаться. А так как у моей компании были обязательства по участию в проекте, то партнеры предложили снимать мне, да и на гонораре можно было сэкономить - мне-то платить не надо (смеется).

- Дорогое кино получилось?

- Бюджет небольшой, всего-то 1,2 миллиона долларов. Как-то сразу лента начала всем нравиться, стали звать на крупные фестивали, пригласили закрывать "Кинотавр". Компания "Каро" взялась прокатывать фильм 400 копиями, Первый канал права купил.

Я доволен, мне хочется, чтобы у картины был зритель. Я уверен, что это не будет мега-хитом, но в том, что он понравится многим зрителям, не сомневаюсь. Хотя он и не червонец, чтобы всем нравиться.

- В сюжете есть переклички с "Девушкой с татуировкой дракона": девочка-сирота, взрослый мужчина, который ведет расследование, маньяк…

- Перекличек даже больше, чем вы можете себе представить. Когда мы уже сняли фильм, я уехал отдыхать, мне звонит исполнительница главной роли Даша Мельникова и спрашивает, видел ли я "Девушку с татуировкой дракона". Пошли вместе в кино, и я стал веселиться, видя мистические совпадения, вплоть до кадров. Даша-то истолковала это по-своему - она решила, что у меня гигантские связи в Лос-Анджелесе и я видел фильм еще до его мирового проката. Ну, а мне было приятно думать, что Дэвид Финчер и я мыслим в одном ключе (смеется), ведь многие сцены "Стальной бабочки" я просто придумал в ходе съемок и они совпали с фильмом Финчера.

- А картину "Однажды" вы тоже стали снимать, потому что режиссера уволили?

- Это, скорее, сознательный выбор. Сценарий Юрия Короткова лежал у меня 16 лет и ждал своего часа. "Однажды" - это рабочее название фильма – для меня новый опыт, я впервые снимаю историческую картину, в ней действие происходит в 70-е годы (съемки в Астрахани закончились, теперь будут в Москве).

- А почему все говорят, что вы снимаете фильм о своем детстве?

- В детстве я некоторое время жил в Астрахани. Поэтому, когда я приехал туда снимать, то все заговорили, что Давлетьяров снимает фильм про свое детство. Но фильм не о моем детстве, а о детстве поколения - история маленького провинциального городка, десятиклассники, любовь-морковь, драки, отъезд.

Другое дело, что в этом фильме некоторые маленькие сцены совпали с моим прошлым. Например, огромная драка, когда шли район на район. Я в таких драках участвовал. Или я также уезжал из города, как и главный герой, с надрывом прощаясь с друзьями и девушкой. Казалось тогда, что жизнь кончена. Сначала я думал, что это частное совпадение моей судьбы, но многие из тех, кому давал читать сценарий, говорили, что у них в жизни были такие моменты. Это дает основание полагать, что Коротков нащупал что-то поколенческое. Там нет политики, злободневности, пляски Святого Вита на гробу советской власти. Это просто история о том, что люди живут в маленьком провинциальном городке, но они счастливы, огорчаются, радуются, и эта жизнь так же насыщена страстями, как и жизнь жителей крупного города.

- С какими сложностями вам пришлось столкнуться, снимая 70-е годы ХХ века?

- Очень сложно воссоздавать детально эпоху - мы перекрыли город, отвинчивали кондиционеры, спутниковые тарелки, закрывали специальными наклейками стеклопакеты.

Но астраханцы все это безропотно терпели. Меня еще поразила массовка, особенно когда набирали добровольцев на сцену в женской бане. Мне нужно было 30-35 женщин, и я с ужасом думал, где их брать, а пришло полсотни энтузиасток. Пришлось даже отсеивать тех, у кого современные стрижки, ну и старались, чтобы не было много молодых девушек, не стрип-шоу же снимаем.

Столкнулись еще с одной сложностью - очень трудно было с цветом. В то время носили синие носки и желтые платья, но на экране получается компот какой-то. Где-то у Германа я слышал, что наши сны и воспоминания – черно-белые или монохромные. Поэтому на съемках мы старались избегать открытого цвета, все делали в приглушенных тонах. А нам нужно было пошить 1,5 тысячи костюмов, так как в картине есть огромные сцены (демонстрации 7 ноября, сцена танцплощадки, сцена массовой драки).

Но лично для меня лучшим погружением в эпоху стали не костюмы или артефакты, вроде бобинного магнитофона, а музыка. В фильме много музыки 70-х - "Поющие гитары", "Синяя птица", Beatles.

Фильм выйдет не раньше, чем через год.

- Не боитесь раздвоения личности, когда вы-режиссер просит денег у вас-продюсера?

- В моем случае режиссер побеждает всегда. Например, в "Стальной бабочке", когда я пришел, бюджет немного вырос. Хотя с моим опытом продюсера можно с самим собой договориться. Но чем больше денег, тем интереснее кино создавать.

- И какие еще планы в кино?

- Скоро выходит в ограниченный прокат лента, которая называется "Разговор" - это такая мистическая драма на двоих, где играют молодая актриса Анна Канарис и Гоша Куценко. Мы экспериментировали, взяли режиссера-дебютанта Сергея Комарова. Фильм участвовал в конкурсе дебютов Монреальского фестиваля. На подходе еще одна дебютная лента с рабочим названием "Ведьмин ключ" режиссера Рустама Мосафира с Лизой Боярской и Петром Федоровым (сыгравшим в фильме "Сталинград") в главных ролях.

Весной мы заканчиваем снимать комедию "Невидимки", режиссером которой также стал Сергей Комаров, в ролях Илья Любимов, Екатерина Гусева, Андрей Мерзликин, Гоша Куценко, Ирина Розанова, Дмитрий Астрахан.

Фильм про то, что в Москве живет много невидимок, причем не закомплексованных и гонимых обществом уэлсовских персонажей, а довольных жизнью, веселых людей, которые пользуются всеми благами своей невидимости. Как наши выведали секрет атомной бомбы у США? Ответ – невидимки. Кто ослабленному старостью Брежневу поднимал руку, когда он приветствовал демонстрантов с мавзолея? Невидимки. Кто гол голландцам забил на чемпионате Европы? Невидимки!

- Что вы думаете о состоянии российского кино в целом?

- Во многом наша мощная индустрия кино - это унылое "г" от бессилия. Так как все сложнее становится заполучить зрителя. Сейчас все клянут Голливуд, но Голливуд – великое явление в истории человечества, он создал кино для людей. Разве Чарли Чаплин о социальных язвах угрюмо размышлял, когда снимал "Золотую лихорадку"? Но вот парадокс - и Великая депрессия, и Уотергейтский скандал, и война во Вьетнаме – все эти актуальные темы Голливуд всегда чутко улавливал и давал людям силы пережить лихие времена. И теперь они пожинают плоды своего внимания к человеку - Голливуд всегда был внимателен к человеку, а не к яйцеголовым интеллектуалам. В отличие от европейских кинематографий. А мы пошли по снобистскому пути Европы. В итоге у нас ужасная ситуация, при которой кассовые картины выходят в таком количестве, как выходит арт-хаус - не больше десяти картин в год. И нельзя сказать, что инфраструктура не выстраивается - государство довольно жирно финансирует производство фильмов. У нас никто, за исключением нескольких имен, не умеет снимать кино для людей. А у Тарковского, к сожалению, учеников мало - больше эпигонов, все делают "под Тарковского". И если на экране ничего не происходит в течение 10 минут, это еще не значит, что это - Тарковский. К тому же, невнятица - это хитрость, маскирующая собственную бездарность и бесплодие. Тень великого режиссера сыграла со многими нашими кинематографистами злую шутку.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала