КАИР, 22 окт - РИА Новости, Александр Елистратов. Впервые в конце прошлой недели в центре египетской столицы прошла демонстрация протеста против наиболее влиятельного в стране исламского движения "Братья-мусульмане". Мирно завершившись к вечеру пятницы, акция запомнилась не столько своими политическими лозунгами, сколько зарождением нового вида каирских граффити, которые с начала революционных событий весной 2011 года стали отражением настроений вовлеченных в них египтян и в первую очередь молодежи. За несколько часов до начала манифестации на прилегающих к площади Тахрир улицах появились яркие карикатурные рисунки, впервые направленные против "Братьев-мусульман" и их сторонников.
Триумвират
Главная стена, которую свободные художники выбрали для творчества, отделяет Американский университет Каира от площади Тахрир. Здесь, на улице Мухаммед Махмуд проходили самые ожесточенные столкновения с силами безопасности как в самом начале египетской революции в конце января 2011 года, так и позже, при стычках молодежи с полицией у здания МВД осенью 2011 и весной 2012 годов. Среди каирцев эта улица с недавних пор получила новое название - "Уюн аль-Хуррия" ("Взгляд свободы").
На самой заметной с площади Тахрир части стены, расписанной граффити, долгое время центральное место занимал сдвоенный портрет бывшего президента Египта Хосни Мубарака и занявшего его пост (после свержения) главы Высшего совета вооруженных сил страны маршала Хусейна Тантави. Маршал возглавлял Египет до победы на президентских выборах представителя "Братьев-мусульман" Мухаммеда Мурси.
Теперь, после пятничной манифестации, из-за спины двуликого лидера Египта прошлых лет выглядывает и верховный лидер "Братьев-мусульман" Мухаммед Бадиа, чьи "советы", как считает большинство египтян, неукоснительно выполняет новый глава государства. Триумвират властителей Египта последнего времени встречает каждого хотя бы на несколько минут зашедшего на центральную площадь Каира.
Смысл другого граффити - в несогласии большинства египтян с тем, что "Братья-мусульмане" говорят от имени всего египетского народа. На стене "Взгляда свободы" изображены двое мужчин: подпись под рисунком одного из них, изображенного с характерной для исламистов бородой, гласит: "Я сторонник "Братьев-мусульман"!", под портретом другого молодого человека с выбритым лицом написано: "А я - просто египтянин!".
"Тема отношений между светской частью египетского общества и приверженцами развития Египта по исламским канонам сейчас наиболее актуальна, - рассказывает в беседе с корреспондентом РИА Новости глава "Объединения свободных художников Тахрир" Ахмед Араби. - Если уж "Братья-мусульмане" контролируют все ветви власти в стране, то пусть они занимают и свое достойное место на стене граффити в центре Каира".
Ахмед пояснил, что здесь, на улице "Взгляд свободы" каждый может выразить свое мнение графическим рисунком. "Правда, - добавил он, - как долго граффити продержится на стене, зависит не только от содержания, но и от профессионализма исполнения рисунка".
За пророка и свободу
Всплеск творчества каирцев вызвал появившийся не так давно в интернете созданный в США любительский фильм "Невиновность мусульман", в котором исламский пророк Мухаммед показан, по мнению мусульман, в недостойном виде. Одновременно со столкновениями египетской молодежи с полицией у американского посольства, расположенного в нескольких сотнях метров от Тахрир, на стенах домов вокруг площади появлялись и новые граффити в защиту Пророка.
"Мы защитники твои, Мухаммед!" - таков лейтмотив многих рисунков, выполненных художниками в тот период. На одном из полотен изображено около десятка человек, частоколом вставших на защиту мусульманского мессии. На восьми языках, в том числе и на русском, представители разных национальностей заявляют, что гордятся Пророком и принадлежностью к исламу.
Эта графическая работа до сих пор остается, пожалуй, самой популярной среди каирцев и привлекает наибольшее число любителей сфотографироваться на фоне произведений искусства революционной египетской молодежи.
С ней соседствуют портреты погибших во время вооруженных стычек с полицией, приравненные в Египте к мученикам за веру и героям борьбы за свободу, антивоенные граффити-плакаты, иллюстрированные анархические призывы против любой власти, лозунги самой разной политической направленности.
Среди этой части современной настенной живописи выделяется портрет символа революции Ахмада Харара - медбрата, помогавшего раненым на Тахрир с первых дней столкновений в январе 2011 года. Тогда он потерял правый глаз, и его образ с повязкой на глазу и с написанной на ней датой ранения - 28 января - сразу же появился на стене. Позже, уже в стычках с силами безопасности у здания МВД, Харара лишился и второго глаза. Однако до сих пор его графический портрет на улице "Взгляд свободы" сохраняется в том, первоначальном виде, когда Ахмад еще не окончательно потерял зрение.
За женщин
Все более актуальной темой художников на "Взгляде свободы" становится проблема сексуального домогательства женщин. По свидетельству правозащитных организаций, в последние месяцы случаи непристойного поведения по отношению к женщинам приобрели в Египте, и особенно в Каире, невиданные ранее масштабы.
Недостойные высказывания, оскорбления и откровенные приставания как к египтянкам, так и к гостьям страны уже становятся устойчивой тенденцией в среде "раскрепощенных" египетских псевдореволюционеров.
Буквально несколько дней назад корреспондент французской телекомпании заявила о попытке изнасилования на площади Тахрир. Ранее в стране с негодованием восприняли сообщения о подобных действиях в отношении двух других иностранных журналисток на прилегающих к Тахрир улицах.
Реакцией на подобное поведение соотечественников становятся в том числе и граффити.
На стенах зданий в центре Каира уже можно увидеть "наглядные пособия" для женщин по приемам самообороны при непристойных домогательствах. А символом равноправия полов является граффити, изображающее царицу Древнего Египта Нефертити в маске, защищающей от газа, который полиция неоднократно использовала при разгоне демонстраций на улице "Взгляд свободы". Автор этого сюжета напоминает, что в противостояние с прежним режимом на равных с мужчинами вступали и египтянки.
Ограниченный запрет
Чем дальше улица или переулок уходят от Тахрир, тем меньше политической нагрузки несут в себе граффити. Свободное творчество каирцев крайне разнообразно: здесь можно встретить и мотивы древнеегипетских фресок, и подражание сюрреалистам начала прошлого века. Несколько картин на стенах домов и подписаны соответственно, например, "Пикассо - 2012".
Не обходится в центре Каира и без настенных лозунгов футбольных фанатов, признаний в любви и иных надписей, не всегда приличного содержания.
Несколько недель назад столичные власти в рамках кампании по борьбе за чистоту города постановили очистить все улицы в кварталах близ Тахрир и от граффити в том числе. Это решение вызвало отчаянный протест молодежи, устроившей несколько шумных пикетов на "Взгляде свободы".
После серии встреч стороны пришли к взаимоприемлемому соглашению: граффити сохраняются в центре Каира, но художники должны удалить со стен нецензурные слова и самые откровенные политические лозунги, призывающие к свержению режима, написанные, главным образом, еще весной 2011 года.
Как и политические события в Египте, граффити на площади Тахрир сменяют друг друга с поразительной быстротой, оставаясь при этом самым правдивым зеркалом продолжающейся египетской революции. Художники с "Взгляда свободы" верят, что они и дальше смогут сохранять это зеркало таким же четким и не допустить его искривления.