МОСКВА, 18 окт - РИА Новости. Американская оперная певица Джесси Норман, которая откроет международный фестиваль "Королевы оперы" на сцене столичного Музыкального театра в субботу, посвятит концерт своим кумирам из мира джаза, рассказала она журналистам в четверг.
Концертная афиша конца 2012 года: Леди Гага, Джей Ло и Мэнсон в Москве >>
Проект "Королевы оперы" в ближайшие два года представит двенадцать московских концертов известных оперных исполнительниц, среди которых - Мария Гулегина, Анджела Георгиу, Хибла Герзмава, Суми Йо, Натали Дессей и Вальтрауд Майер.
"Музыка, которую мы представим на этом концерте вместе с моим замечательным пианистом Марком Маркэмом - это музыка людей, которые для меня очень много значат. Им будет посвящен этот концерт. Эти люди близки мне не только с творческой точки зрения, но и с точки зрения их участия в социальной и политической жизни. Все они не соглашались с нынешним положением вещей и меняли жизнь к лучшему. Среди них, например, Дюк Эллингтон и Луи Армстронг, которые отказывались выступать перед аудиторией, разделенной по цвету кожи", - рассказала Норман.
Также в программе концерта прозвучат композиции Жозефины Бейкер, Эллы Фицджеральд, Лены Хорн и других.
По словам Норман, ей непонятно то удивление, с которым публика встречает известие о том, что оперная певица собирается петь джазовую программу.
"Пение - это пение. И неважно, что вы поете - Моцарта, Шуберта или Коула Портера, голосовой аппарат задействован один и тот же. Конечно, меняется стиль, слова и контекст. Понятно, что если вы поете Пуччини и "Четыре последние песни" Штрауса, стиль меняется. И я не буду петь их так же, как Гершвина. Но я слушаю и вдохновляюсь не только европейской музыкой. Среди мелодий, которые сопровождают меня по жизни, есть очень разные вещи. Мне кажется, нельзя быть состоявшимся деятелем мира музыки, если вы не принимаете другие направления музыки, отличные от тех, что исполняете сами", - говорит певица.
Также она отметила, что считает музыку "живым организмом".
"И нас она делает живыми, то есть человечными. Мы должны понимать своих ближних, несмотря на то, что часто ближние сильно отличаются от нас самих. Так вот музыка - она объединяет. Существует несколько избитое выражение, что музыка - это универсальный язык. Я позволю себе немного его перефразировать: на мой взгляд, музыка - это язык вселенной. Когда вы слышите пение птиц, или шум ветра в листве деревьев, или звуки, которые издают маленькие белочки, переговариваясь друг с другом. Нам непонятно их попискивание, но мне кажется, что это голос вселенной", - сказала артистка.
Норман рассказала, что давно знакома с Россией.
"Артур Хартман, заменивший мне отца, в начале 80-х был послом в Советском Союзе, и я неоднократно приезжала навестить его. Позже мой хороший друг Владимир Спиваков несколько раз приглашал меня для выступлений в Москве. Мне даже посчастливилось выступать и в Санкт-Петербурге на торжествах, посвященных 150-летию Чайковского - это было буквально за два месяца до того, как город был переименован из Ленинграда в Санкт-Петербург", - пояснила она.
Норман также вспомнила, что в тот приезд очень надеялась посетить "Эрмитаж" и русский театр, но из-за насыщенного графика репетиций и выступлений не успевала туда попасть.
"Музыка, литература, картины российских авторов - это, несомненно, культурное наследие, оставленное для всего мира. И оно всегда восхищало меня и восхищает до сих пор. Представьте себе, каково это было тогда попасть в Ленинград, но не увидеть всего этого. Тогда мэром был большой ценитель и покровитель искусств, и я поделилась своей печалью с ним. Он пошел мне на встречу. В выходной день в 7.30 утра для всей нашей американской делегации распахнулись двери "Эрмитажа", а потом нас провели за кулисы Кировского театра. Это были сильнейшие впечатления. Вот это было истинным проявление человечности и хорошего отношения к ближним", - заключила она свой рассказ.
Дебют певицы Джесси Норман состоялся в Берлине в роли Елизаветы в опере Вагнера "Тангейзер" в 1969 году. В ее репертуаре - заглавные партии в таких операх, как "Аида", "Кармен", "Троянцы", которые она исполняла на сценах Ковент Гарден и Ла Скала.
Финалом фестиваля "Королевы оперы" станет грандиозный гала-концерт, который пройдет в 2014 году на Соборной площади Московского Кремля.