МОСКВА, 16 окт - РИА Новости, Мария Ганиянц. "Памятник исчезнувшей цивилизации" - инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых, которая была выставлена на Первой биеннале современного искусства в Киеве, будет представлена с 25 октября на выставке в московской галерее Red October.
Арт-гид: пьяные горизонты и фарфоровые платья >>
Несмотря на очевидную художественную ценность объекта, он вряд ли останется на родине художников, рассказала РИА Новости соавтор проекта Эмилия Кабакова.
"Мы бы очень хотели, чтобы "Памятник исчезнувшей цивилизации" кто-то поставил у себя, но я очень сомневаюсь, что в России музейные институции приобретают такие вещи, которые требуют больших пространств", - сказала она, добавив, что люди просто не привыкли покупать инсталляции и отдавать большое пространство под них.
Изначально проект был задуман как огромная инсталляция из десяти комнат, включающая все инсталляции, сделанные за годы советской власти Ильей Кабаковым, но так и не был воспроизведен. Лишь в немецком городе Эссен на заводе был создан Palace of Projects.
По словам собеседницы агентства, это проект сделали давно, через пару лет после перестройки. "Памятник исчезнувшей цивилизации" состоит из огромной комнаты, в центре которой большая модель Атлантиды, потерянной цивилизации. По краям стоят щиты, на которые наклеены элементы из различных инсталляций, сделанных художниками за последние годы. Например, "Жизнь мух", "Пустой музей", "Красный вагон" и прочие. Всего проект включает в себя 37 инсталляций, состоящих из 140 самостоятельных работ, коллажей и текстов авторов.
"Идея была в том, что ушла целая цивилизация, и она нуждается в каком-то памятнике. Первый раз в виде сжатой инсталляции мы ее сделали в Италии в Палермо в 1999 году (ее приняли неоднозначно), потом повторили еще несколько раз во Франкфурте, потом показали в "Арсенале" в рамках Первой Киевской биеннале современного искусства, а сейчас - привезли в Москву на "Красный Октябрь", - пояснила Кабакова.
Отвечая на вопрос, не собираются ли художники подарить масштабный объект какому-нибудь российскому музею, она напомнила, что они неоднократно делали подарки российским музейным институциям.
"Подарили Эрмитажу "Красный вагон" и другие инсталляции, музею PERMM подарили "Игру в теннис" (правда не знаю, что с ней происходит, нам никто даже "спасибо" не сказал). Подарили картину Третьяковке, и получили благодарность. Мы всегда готовы подарить, в зависимости от того, куда работа пойдет, и какая ее ждет судьба", - добавила она.
Арт-осень 2012 года: гид по главным выставкам столицы >>
У Кабаковых на Западе есть огромный архив, и, по их признанию, они были бы рады, если бы он частично перешел в российские музеи.
"Но пока что никто не выказал никакого интереса", - добавила собеседница агентства.
Она призналась, что несмотря на то, что Кабаков - один самых дорогих ныне живущих художников, рычагов влияния на рынок у него нет.
"Мы стараемся жить сами по себе, а рынок - сам по себе. Потому что это помогает работе, а если занимаешься рынком, то это не может не отразиться на творчестве. На аукционы никогда сами не даем, не участвуем во вторичном рынке и деньги получаем не мы, а владелец произведения, который выставляет его. Даем только галереям работы для выставок раз в два года, от пяти до десяти картин, но нас продает много галерей", - пояснила она.
Художники ведут активную жизнь: сейчас в Атлантик-Сити они делают необычный проект - обустраивают детскую площадку в виде пиратского корабля с сокровищами.
В Голландии, в музее Ван Аббе в нидерландском городе Эйндховен (где находится одна из самых больших коллекций Лисицкого), в декабре будет выставка Лисицкий-Кабаковы, в следующем году она откроется в Эрмитаже, а затем отправится в Москву к Ольге Свибловой в Мультимедиа Арт Музей.
"Кураторы музея Ван Аббе предложили нам эту выставку, они увидели связь: Лисицкий - это человек начала века, полный надежд, веры. А конец этого века, конец эры советской - Кабаков, который пережил все, потерян, не верит, пессимистичен. И они выстраивают связь, что между ними есть общего, сопоставляют работы. У Лисицкого - победа над бытом, у Кабакова - победа быта, у Лисицкого - вера в будущее, у Кабакова - неверие", - пояснила собеседница агентства.
Кроме того, Кабаковы продолжают работать над проектом "Корабль толерантности", который в 2013 году привезут в Москву.