12 октября 2002 года на курорте Кута-Бич на острове Бали произошли террористические акты, которые стали крупнейшими в истории Индонезии по количеству жертв и пострадавших - погибли 202 человека, 164 из которых были иностранцами, и ранены 209 человек.
Террористы взорвали три бомбы. Первый взрыв прогремел около 23 часов в ирландском пабе "Пэддиз" в туристском районе Кута-Бич - взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. Через несколько секунд возле расположенного на другой стороне улицы ночного клуба "Сари" взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль, практически разрушив здание клуба.
Ударной волной выбило стекла у всех зданий в радиусе 500 метров. После взрыва в ночном клубе начался мощный пожар, который перекинулся на помещение другого ночного клуба, также наполненного людьми, а затем охватил в общей сложности еще 20 соседних зданий.
Всего в результате двух взрывов и пожара погибли 202 человека.
Спустя 30 минут рядом со зданием почетного консульства США в городе Денпасар взорвалось еще одно, менее мощное, устройство, ранив одного американца и вызвав незначительное повреждение здания.
14 октября 2002 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1438, в которой решительно осудил террористические акты на острове Бали.
В ноябре 2002 года индонезийская полиция, основываясь на показаниях главного подозреваемого в совершении терактов, выходца с Восточной Явы 40-летнего Амрози, владельца автомобиля, использованного для взрыва 12 октября, объявила в розыск его сообщников, в том числе двух братьев.
В ходе допросов Амрози назвал имя руководителя преступной группы, которая могла стоять за взрывами на Бали. Им оказался индонезийский гражданин Имам Самудра, известный также как "Кудама" и "Фатих", разыскиваемый полицией за участие в деятельности связанной с "Аль-Каидой" региональной исламистской группировки "Джемаа Исламия" (Jemaah Islamiah), которая включена ООН в число международных террористических организаций.
21 ноября 2002 года Имам Самудра, настоящее имя которого Абдул Азиз, был арестован. По данным объединенной следственной группы, именно Самудра разработал план теракта и выбрал объекты для взрывов.
В ходе расследования терактов на Бали индонезийская полиция получила доказательства того, что международная террористическая организация "Джемаа Исламия" действовала на территории страны уже в течение нескольких лет. Эта радикальная группировка, штаб-квартира которой находится в Малайзии, выступает за создание исламского государства в Юго-Восточной Азии, охватывающего современные Малайзию, Сингапур, Индонезию, Бруней и часть Филиппин.
В ходе допроса Имама Самудры выяснилось, что "Джемаа Исламия" имеет непосредственное отношение к взрывам в ряде городов Индонезии за период с 2000 года. Ранее эти теракты рассматривались индонезийской полицией как изолированные, не связанные друг с другом эпизоды.
5 декабря 2002 года был арестован некто Муклас - один из руководителей "Джемаа Исламия". По утверждению полиции, Муклас являлся координатором деятельности террористов в Юго-Восточной Азии и находился в розыске в Индонезии, Малайзии и Сингапуре. Вместе с Мукласом в городе Клатен на Центральной Яве были задержаны еще восемь человек, обвиненных в причастности к октябрьским взрывам.
7 августа 2003 года суд в индонезийском городе Денпасар вынес смертный приговор Амрози, признанному виновным по всем пунктам обвинения, согласно которому он принимал активное участие в планировании и организации преступления, в частности, в обеспечении террористов транспортом и взрывчатыми веществами.
10 сентября 2003 года был вынесен смертный приговор Абдул Азизу, более известному под именем Имам Самудра - главному разработчику и исполнителю терактов. Самудра был признан виновным по всем пунктам обвинения - этот высокопоставленный функционер "Джемаа Исламия" осуществлял общее руководство и координировал действия сообщников. В то же время суд возложил на него ответственность за деятельность одной из террористических групп на Западной Яве.
Эта группа, члены которой были арестованы вместе с Самудрой и уже осуждены на разные сроки тюремного заключения, весной 2002 года совершила ограбление ювелирного магазина в городе Серанг. Выручка от налета была использована для финансирования балийского теракта.
2 октября 2003 года к смерти был приговорен Али Гуфрон, более известный под именем Муклас - главный организатор взрывов на Бали. Он был признан виновным в организации и ведении террористической деятельности. Согласно предъявленному ему обвинению, Муклас играл важную роль в планировании и координации действий участников "Джемаа Исламия".
В ноябре 2008 года власти Индонезии официально подтвердили казнь трех исламистских террористов. Имам Самудра, Амрози Нурхашим и Муклас были расстреляны на острове Нусакамбанган, на котором расположена тюрьма, где террористы содержались до приведения приговора в исполнение. Еще четверо боевиков были осуждены на пожизненное тюремное заключение, а остальные получили от трех до 16 лет тюрьмы.
Ни один из экстремистов не раскаялся в содеянном.
Всего с 2002 года полиция Индонезии арестовала более 400 человек, имеющих отношение к деятельности группировки "Джемаа Исламия".
21 июня 2012 года суд Джакарты приговорил к 20 годам тюрьмы Умара Патека - еще одного из главных фигурантов "балийского дела". По индонезийским законам Патеку грозил расстрел, однако прокуратура рекомендовала назначить ему наказание в виде пожизненного лишения свободы в связи с тем, что он сотрудничал со следствием.
Умар Патека обвинялся в изготовлении взрывчатых веществ, которые были использованы для осуществления октябрьских терактов 2002 года. Он скрывался от правосудия девять лет, но был задержан в январе 2011 года на территории Пакистана.
10 октября 2012 года полиция Индонезии была приведена в состояние максимальной готовности в связи с наивысшей угрозой терактов накануне отмечаемой 12 октября десятой годовщины трагедии на Бали и приуроченной к этой дате многотысячной торжественной траурной службы в парке "Гаруда Вишну Кенчана" на юге провинции. Повышенные меры безопасности были приняты во всех точках въезда на остров: аэропортах и морских портах, включая традиционные (используемые легкими судами) гавани.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников