МОСКВА, 10 окт - РИА Новости. Проблема борьбы с пьянством за рулем имеет большое значение, однако не менее важно усовершенствовать работу светофоров на оживленных перекрестках дорог и не допускать синхронности в переключении сигналов, считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Такое мнение он высказал РИА Новости, комментируя ДТП с гибелью известной артистки и телеведущей Марины Голуб.
ДТП, в котором погибла Голуб, произошло в 00.05 на пересечении проспекта Вернадского и улицы Лобачевского, участниками аварии стали четыре машины. Голуб поймала частного таксиста на Hyundai. По предварительным данным, водитель Cadillac проехал на красный сигнал светофора и врезался в Hyundai.
По данным, которые привел Похмелкин, чаще всего люди гибнут в ДТП в результате выезда на встречную полосу, превышения скорости и, на третьем месте, как раз из-за проезда на красный свет.
"Люди знают, что могут погибнуть или стать виновником гибели других людей - а это семь лет лишения свободы, и все равно это не останавливает", - констатирует он.
По словам Похмелкина, между включением красного и зеленого сигналов на разных светофорах перекрестка должен оставаться внушительный зазор в несколько секунд, тогда как сейчас они, как правило, переключаются синхронно или же с минимальной временной разницей. Как считает эксперт, если бы зеленый сигнал загорался позже, водитель, проезжающий на уже загоревшийся красный свет, в ряде случаев успевал бы благополучно завершить маневр и избежать ДТП.
"Нужно, например, сделать обязательным определенный режим работы светофоров: здесь загорается красный, но там еще не должно быть зеленого - нужна пауза, нужен обязательно промежуток, особенно на больших перекрестках. А тогда, когда они включаются практически одновременно, - считайте, что кто-то будет пытаться успеть проехать (уже на загорающийся красный свет) и обязательно врежется", - сказал Похмелкин.
Он напомнил, что штраф за проезд на красный сигнал светофора в России за последнее время вырос с 300 рублей до 1 тысячи рублей, однако это не останавливает автомобилистов.
"Можно еще увеличить, а толку-то? Все понимают, что на красный свет ездить нельзя, и все равно очень многие проезжают, считая, что авось проскочу, со мной-то уж ничего не случится", - говорит эксперт.
Говоря об ужесточении ответственности за управление автомобилем в состояние алкогольного опьянения и за езду без прав, которое в настоящее время обсуждают законодатели, собеседник агентства отметил, что, по его мнению, главная задача заключается "не в том, чтобы обеспечить большое, жестокое наказание, но чтобы в процессе отбывания этого наказания происходило хоть какое-то исправление человека".
"Не так, формально: посадили, лишили прав, а дальше хоть трава не расти. Никакие самые строгие наказания, если они не обеспечивают работы с этим человеком, эффекта не дают... Задача в том, чтобы заниматься реабилитацией таких людей и не возвращать права, если, допустим, вы не убедились, что этот человек перестал пить", - отметил Похмелкин.
По его словам, подобные методики применяются, например, в Германии. "Там периодически людей приводят на освидетельствование: берут волос, и по этому определяют, много ли человек пил, как много пил и так далее", - сказал лидер Движения автомобилистов России.
НЕ СВЕТОФОРЫ, А ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
В то же время, по мнению лидера Российской партии автомобилистов "РОСПА", депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, работа светофоров не нуждается в совершенствовании и считать, что они провоцируют ДТП, неверно.
"Именно таким образом и работают светофоры: если на одном загорелся красный, то на другом зеленый сразу же не загорается - там есть задержка в несколько секунд, определенная пауза между включениями этих сигналов. И она достаточна для нормального, адекватного водителя... Более того, сейчас на ряде светофоров устанавливаются счетчики, когда не только пешеход, но и водители видят, сколько секунд осталось до переключения светофора. Это помогает рассчитать скорость и безопасные маневры - либо притормозить, либо немного ускориться, и это действительно увеличивает безопасность", - сказал Лысаков РИА Новости.
При этом он сообщил, что законодатели намерены увеличить штрафы за проезд автомобиля на красный свет, а также за выезд на зеленый сигнал светофора на перекресток, который еще занят автомобилями, двигающимися по пересекаемой дороге.
"Мы будем увеличивать сумму штрафа, и вообще за проезд на красный, и в том числе за проезд на зеленый - это в случае занятого перекрестка. В ближайшее время будут введены дополнительные меры ответственности", - пообещал Лысаков.
Штраф за проезд на красный сигнал светофора в настоящее время составляет 1 тысячу рублей.
В свою очередь президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, комментируя предложение Виктора Похмелкина, отмечает, что проблема со светофорами надумана.
"Не в светофорах дело, а в тех, кто за "баранкой" сидит - иному какой светофор ни дай, с каким интервалом ни работающий, - он все равно найдет, куда влезть и кого разбить", - сказал РИА Новости Травин.
При этом, по его мнению, в случае если увеличить продолжительность действия желтого сигнала светофора на дорогах в Москве хотя бы на три-четыре секунды, то "город встанет уже навсегда".
"Тут как бы не перегнуть палку, как бы это не послужило поводом придумать вот такую ерунду, которая никак не повлияет на риск ДТП, но повлияет на пропускную способность улицы - город встанет насовсем... Дураку не важно, какой сигнал светофора - если он решил поехать, он поедет", - сказал эксперт.
По его словам, ДТП, в котором погибла Марина Голуб, - это "исключительно ночная авария, днем такое практически невозможно". В ночных условиях, когда на дорогах свободно, водитель считает, что любой перекресток может проскочить на красный, - так могло произойти и в данном случае, говорит Травин.
"Поэтому самые тяжелые ДТП ночные - мало машин, к тому же многие светофоры работают в дежурном желтом, моргающем режиме, никого ни к чему, по большому счету, не обязывающем, люди несутся, дороги чистые, пустые, светофороров нет, гаишников нет, - еду, как хочу", - говорит собеседник агентства.