АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "РОССИЯ", 8 окт - РИА Новости, Анна Юдина. Атомный ледокол "Россия" во вторник завершит рейс по снятию дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс-39" (СП-39) и высадке СП-40, пройдя в общей сложности более 5,5 тысячи морских миль (10,3 тысячи километров).
Высокоширотная морская экспедиция "Арктика-2012" организована Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Росгидромета (ААНИИ). Из Мурманска атомоход "Россия", принадлежащий ФГУП "Атомфлот" госкорпорации "Росатом", вышел 8 сентября в 15.00 мск. СП-39 официально завершила свою работу в 22.20 мск 17 сентября, а льдину для новой станции нашли 27 сентября. Станция СП-40 была открыта 1 октября на 85-м градусе северной широты и 143 градусах западной долготы.
Смотрите фото: Безуспешные поиски льдины для дрейфующей станции в Арктике >>
К утру понедельника, за время месячного плавания "Россия" преодолела более 5,3 тысячи морских миль в водах Северного Ледовитого океана, из них большую часть - во льдах. В этом году ее путь к дрейфующей станции пролегал через Северный полюс. До Мурманска атомоходу осталось идти около 230 миль, по плану он должен войти в Кольский залив после трех часов ночи 9 октября, сообщил РИА Новости капитан ледокола Олег Щапин.
Около 6.00 мск вторника ледокол встанет на якорь на рейде Мурманска. После прохождения всех таможенных и пограничных формальностей "Россия" пришвартуется к причалу на базе "Атомфлота". Раньше всех атомоход покинут сотрудники дрейфующей станции СП-39, затем, в течение нескольких дней уедут в Петербург и сотрудники морского отряда. Одновременно с разгрузкой имущества и оборудования ААНИИ, привезенного со станции, на "России" начнется смена экипажа.
"По плану атомоход должен выйти из Мурманска на работу в восточной части Северного морского пути уже 16 октября. Будет суда водить", - рассказал Щапин.
Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Арктического бассейна в мае 1937 года. На льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно, с перерывом на предвоенные и военные годы, а также на 12 лет с 1991 года. Весной 2003 года их работа была возобновлена.