Мария Ганиянц
Первая в истории мирового кино экранизация культового романа американского писателя Джека Керуака "На дороге"(On the Road), снятая бразильцем Вальтером Саллесом, выходит в российский прокат.
Книга рассказывает о времени, когда секс и наркотики были на завтрак, обед и ужин, и писатели искали сюжеты не во всемирной паутине, а на родных просторах. Увлекательную road-story, созданную по следам поездок писателя по Америке почти 60 лет назад, библию поколения "битников", Керуак напечатал всего за три недели на сплошном бумажном рулоне длиной 36 метров, вложив в роман весь осмысленный опыт своего поколения, искавшего смысл жизни в послевоенной Америке.
Сам Керуак хотел, чтобы его героя сыграл Марлон Брандо, но при жизни писателя (который умер в 1969 году) в пуританской Америке снять такой фильм вряд ли было возможно. В свое время на идею замахивался Фрэнсис Форд Коппола, который в конце 70-х годов даже купил права на экранизацию романа, но все как-то не складывалось, пока режиссер не поручил реализовать свою мечту Вальтеру Саллесу ("Че Гевара: Дневники мотоциклиста").
К несомненным достоинствам ленты можно отнести отличный кастинг. Саллес собрал в фильме молодых актеров, которые явно получали удовольствие от происходящего. Самого Керуака, точнее его автобиографического героя Сэла Парадайз сыграл британец Сэм Райли, уже отметившийся в роли трагичного кумира прошлого, вокалиста Joy Division Йена Кертиса (фильм "Контроль"). Здесь он выглядит почти положительным персонажем, не столько участвующим в оргиях и экспериментах с бензедрином и другими наркотиками, сколько с философской невозмутимостью изучающим окружающий мир и людей, с которыми ему приходилось встречаться. Таким же философом предстает и другой культовый писатель - Уильям Берроуз, ставший прототипом Старого быка Ли (его сыграл Вигго Мортенсен).
Главную женскую роль сыграла большая поклонница романа Кристен Стюарт (Белла из "сумеречной саги"). Красотка Мэрилу, как юный пионер, всегда готова к сексу и сопутствующим экспериментам, но еще слишком мала, чтобы понять, что жизнь гораздо сложнее и мужчину одной постелью надолго не удержишь. А может, просто юношеская тяга к богеме не позволяет ей рассуждать на серьезные темы в присутствии писателей и поэтов, хотя и не мешает вместо ланча почитать Марселя Пруста.
Одного из основных мужских персонажей - Дина Мориарти - сыграл американский актер Гаррет Джон Хедлунд (Патрокл, "Троя").
Прототипом Дина был друг Керуака - наркоторговец, гомосексуалист, вор, двоеженец и при этом фантастического обаяния парень - Нил Кэссиди. Он стал кумиром поколения, главным образом, за свои совершенно свободные взгляды и не ограниченное никакими нравственными или социальными рамками поведение. Кэссиди послужил прообразом для персонажей, которых описали два других великих писателей американца - Кен Кизи и Чарльз Буковски. В фильме Дин как-то признается своему другу Сэлу, что ничего не может с собой поделать: когда видит женщину, его к ней неудержимо манит. Впрочем, мужчин он тоже не забывает.
Актер Гаррет Хедлунд настолько вжился в роль красавца и плейбоя, что не возникает сомнения, почему от него без ума его бывшая жена Мэрилу и нынешняя супруга Камилла – ее сыграла Кирстен Данст ("Человек Паук", "Меланхолия", которая принесла ей приз за лучшую роль в Каннах в 2011 году). Последняя, хоть время от времени взбрыкивает, но рожает одного младенца за другим своему гулящему (хотя Дин не просто гулящий, он – путешествующий) супругу.
Дух свободы, который вдохновлял писателей того поколения, в ХХI веке выглядит обычным развратом, которым сегодня мало кого удивишь. Реальной Америки того времени за этим фильмом не видно, а дороги в провинции и джинсы не очень-то изменились за минувшие годы, да и студенческие гулянки тоже. Однако тому, кто не читал книгу, фильм позволит приоткрыть завесу и пояснит, кто такие битники и к чему они стремились, правда, в бразильско-голливудской версии.
Бюджет картины по голливудским меркам не слишком большой - 25 миллионов долларов, и, скорее всего, основная часть осела в карманах звездных актеров. Впрочем, лента, безусловно, стоит того, чтобы ее посмотрели, хотя бы для бэкграунда. Ведь сегодняшняя молодежь все так же куролесит в поисках себя и смысла жизни, так же экспериментирует с сексом и наркотиками, только вот культовые книги из-под пера нынешних Керуаков почему-то не выходят.