Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В течение последней недели в красноярском парке флоры и фауны "Роев ручей" умерли два жирафа, сообщила в среду пресс-служба парка. Последние месяцы этих трогательных животных словно преследует злой рок. С августа в неволе погибло уже четыре жирафа, что заставляет задуматься о соответствии нынешних зоопарков часто декларируемой ответственности человека за природу. Может быть, пора уже вообще отказаться от традиционных зоопарков?
19 августа в зоопарке израильского города Кирьят-Моцкина умер жираф, проглотивший пластиковый пакет с едой, брошенный посетителями. А 22 сентября полиция насмерть усыпила слишком большой дозой снотворного жирафа, сбежавшего из цирка в итальянском городе Имола. Теперь два жирафа скончались в Сибири.
Шесть жирафов красноярский парк купил в ЮАР пять лет назад за 13 миллионов рублей, создав у себя самую большую в России жирафью семью. Теперь осталось четыре. Это больше, чем в Московском зоопарке, где, по словам пресс-секретаря зоопарка Натальи Истратовой, живут три жирафа: 19-летний самец сетчатого жирафа и две самочки южноафриканского жирафа помоложе. Правда, у столичного зоопарка есть еще два жирафа, которых держат в ста километрах от Москвы, в специальном питомнике, где ведется работа по размножению экзотических животных.
Московских жирафов тоже купили в ЮАР. Но только потому, как объяснила Наталья Истратова, что жирафы сравнительно дешевы. "Цена, например, слона может доходить до 500 тысяч долларов, а жирафы стоят дешевле, чем обходится их транспортировка", – говорит Истратова.
Обычно же экзотических зверей зоопарки получают бесплатно в рамках международных программ по разведению редких животных. "Для этого достаточно написать заявку в Европейскую или Всемирную ассоциацию зоопарков и аквариумов. Но на это имеют право только члены этих организаций. А принимают в них только те зоопарки, которые удовлетворяют международным стандартам содержания животных", – объясняет Наталья Истратова.
Муниципальное автономное учреждение "Роев ручей" – современный и успешный зоопарк. Просторный вольер для теплолюбивых животных построен там всего три года назад на средства благотворительного фонда экс-президента Адыгеи Хазрета Совмена. Покупают животных, кормят их и оплачивают другие услуги по их содержанию Сбербанк России и успешные красноярские бизнесмены.
Тем не менее, даже в таких условиях животные умирают. И директор "Роева ручья" Николай Кулаков уже объяснил причины гибели обоих животных. Специальные многолетние исследования показывают, что в национальных парках животные живут дольше, чем в неволе, даже при идеальных условиях содержания. Например, слоны умирают в зоопарках в среднем в 19 лет, то есть в юношеском, по человеческом меркам, возрасте.
Вероятно, тюрьма остается тюрьмой, даже если ее называть зоопарком. И будущее зоопарков все-таки в замене их на природные резервации для животных, какой была до революции в России Аскания-Нова. Сейчас сафари-парки действуют и в Африке, и во многих странах Западной Европы. Дело животного там – жить. А дело человека – проезжая на автомобиле, наблюдать издалека за жизнью животных.
Жирафов в сибирской тайге, конечно, тогда не будет, и чтобы увидеть их, придется лететь в Африку. Но уж лучше биосферным зоопаркам меняться не животными, а своими посетителями.
Ведь медведя, соболя и таежного тигра в африканском сафари-парке не увидишь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции