МОСКВА, 28 сен - РИА Новости. Политологи разошлись в оценке предложения вернуть Конституционному суду РФ функции проверки законности запрета политических партий: одни считают, что введение этой нормы сделает более объективным рассмотрение вопросов в данной сфере, а другие уверены, что КС должен заниматься, прежде всего, правовой оценкой законов.
Идею возобновить практику, при которой в компетенции Конституционного суда входит проверка законности запрета партий высказал глава КС Валерий Зорькин на конференции в Петербурге. По его словам, такая практика ранее предусматривалась законодательством, но затем была отменена.
Забота об имидже РФ
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что возможно, рассмотрение вопросов о запрете политических партий Конституционным судом скоро вернется в правовое русло. Как быстро это произойдет, будет зависеть от расторопности аппарата Зорькина, отметил он.
"В свое время запрет, например, республиканской партии в России чрезвычайно негативно отразился на имидже страны и его (запрет) все равно пришлось отменять. Для предотвращения подобных ситуаций, для разрешения подобных конфликтов внутри страны, чтобы не выносить, что называется, сор из избы и была проявлена такая инициатива главы Конституционного суда. Эта инициатива - забота об имидже страны и к ней необходимо, безусловно, прислушиваться", - сказал РИА Новости Мухин.
По мнению эксперта, предложение Зорькина может сделать рассмотрение этого вопроса более объективным.
"Дело в том, что запрет партий наступает после определенных действий, которые попадают под российские законодательные запреты. Нерегистрация партий - это акт иного рода. Если запрет партии является, если хотите, лечением болезни, то отказ в регистрации - это предупреждение, профилактика заболевания. Такие случаи необходимо рассматривать отдельно", - пояснил он.
Благо при независимых решениях
Глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов также поддерживает введение изменений, согласно которым КС будет рассматривать законность запрета политических партий, при условии, что он будет выносить независимые решения.
"В принципе логика в этом есть и это будет благом в том случае, если решения Конституционного суда будут менее конъюнктурными и более независимыми, чем решения органов исполнительной власти. Шансы на то, что подход Конституционного суда к этим вопросам будет менее конъюнктурным и более обоснованным с содержательной точки зрения, есть", - сказал РИА Новости Ремизов.
Он напомнил, что ранее были запрещены Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и Русский общенациональный союз. Однако, по словам эксперта, в программах этих структур не было оснований, которые прямо делали бы их антиконституционными политическими силами. "Но, тем не менее, они были запрещены. И вопрос - какие решения по их поводу вынес бы Конституционный суд? Если бы он руководствовался действительно буквой и духом Конституции, то вряд ли такие решения были бы возможны", - предположил Ремизов.
Вместе с тем, по его мнению, идея Зорькина вернуться к практике, при которой в компетенции КС будет входить проверка законности запрета партий, пока далека от реализации.
КС должен оценивать законы
Эксперт института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов назвал спорной идею о наделении Конституционного суда функциями проверки законности запрета партий. Он подчеркнул, что у КС сейчас много работы в сфере правовой оценки законов, принятых в последнее время.
"В ведении Конституционного суда находятся вопросы все же конституционного судопроизводства. Речь идет, прежде всего, о проверке соответствия Конституции нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Мне представляется, что главная роль Конституционного суда все же состоит в этом", - сказал РИА Новости Слатинов.
Кроме того, полагает эксперт, Конституционный суд должен обозначить свою позицию по ряду резонансных законов, в частности, закону о клеве, о статусе иностранного агента для НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа.
"Этот суд должен давать оценку действиям законодательных и исполнительных органов в отношении тех или иных юридических норм. Но не принимать решения в отношении конкретных юридических процедур в таком узком сегменте, как партийное строительство. Мне кажется, что логичнее, когда это находится в компетенции Верховного суда", - добавил он.
По мнению Слатинова, Зорькин, выступая с подобной инициативой, хочет повысить политический статус КС.
"И более того, Зорькин хочет сейчас сделать его (КС) таким арбитром в условиях неизбежной плюрализации политической системы, которая все-таки происходит, особенно в сфере партийного строительства. Он хочет, чтобы Конституционный суд повысил свой статус и выступал в роли некоего арбитра между различными ветвями власти", - подчеркнул Слатинов.