МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. Страсть россиян к путешествиям похвальна, так как отдых и смена обстановки способствуют укреплению здоровья, считает главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Однако число обращений туристов в Роспотребнадзор и общества защиты прав потребителей с каждым годом растет, лидируют жалобы на несоответствие реальных услуг в поездке тем обещаниям, которые давали компании при продаже тура.
Накануне Всемирного дня туризма эксперты рассказали, как россиянам защитить свои права при покупке туристической путевки.
Всемирный день туризма был учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году в испанском городе Торремолинос и отмечается ежегодно 27 сентября. В России этот праздник отмечается с 1983 года, его цель - пропаганда туризма, освещение его вклада в экономику мирового сообщества, развитие связей между народами разных стран.
Путешествуйте на здоровье!
"С каждым годом все больше граждан нашей страны могут себя с полным правом отнести к разряду туристов. Такой рост заболеваемости нам нравится - заболеваемости путешествиями. Это, во-первых, говорит о том, что наши граждане имеют материальные возможности. Во-вторых, это активная и очень полезная форма отдыха", - сказал Онищенко РИА Новости.
Международный туризм: структура и количество поездок по регионам мира - в инфографике РИА Новости >>
Глава Роспотребнадзора считает, что в последнее время в России многое делается для защиты прав потребителей туристических услуг.
"У нас много планов по совершенствованию законодательства, чтобы наш гражданин, приобретая на время статус туриста, был защищен в равной степени и в юридическом, и в экономическом, и в медицинском смысле, в какой точке земного шара он бы в данный момент ни находился", - подчеркнул Онищенко.
Главный санитарный врач напомнил, что страсть к путешествиям, особенно в дальние страны, в другие климатические зоны, надо соизмерять со своим здоровьем. "Нужно советоваться с врачами, всегда иметь медицинскую страховку, при необходимости прививаться, если медики рекомендуют", - сказал он.
При этом есть ряд рекомендаций для посещения зарубежных стран в зависимости от состояния каждого туриста.
"В индивидуальном плане, особенно для лиц старшего возраста, конечно, есть противопоказания. Это жаркие страны, например, где от организма требуется мобилизация всех адаптационных возможностей, что не всегда является уместным для пожилых людей", - пояснил он.
Что касается общих параметров, угрозы заболеваний, сегодня Роспотребнадзор никаких официальных ограничений не вводит. "Разве что Сьерра-Леоне, где зафиксирована вспышка холеры, но наши граждане туда не особенно часто ездят. У нас нет информации, что у нас туда имеются туристические маршруты", - добавил Онищенко.
"В целом обстановка благоприятная. Отдыхайте, наслаждайтесь, познавайте, но при этом помните, что государство защищает вас и думает, как улучшить эту защиту. При этом надо знать свои права и требовать их соблюдения от тех, с кем вы заключаете договор на оказание туристической услуги", - посоветовал глава Роспотребнадзора.
На что жалуетесь?
Как сообщили РИА Новости в пресс-службе Роспотребнадзора, в последние три года наблюдается стабильный рост числа обращений, поступающих в ведомство и его территориальные управления по вопросам защиты прав потребителей в сфере туризма.
"Так, в 2010 году в территориальные органы Роспотребнадзора поступило две тысячи обращений по вопросам защиты прав потребителей в данной сфере, в 2011 году - 2,5 тысячи обращений, было проведено более 1,5 тысячи проверок и выявлено более 4 тысяч нарушений", - отметили в пресс-службе.
Наибольшее количество обращений приходится на Москву и Петербург. Много жалоб поступает и от жителей Оренбургской, Иркутской, Архангельской, Свердловской, Ярославской, Нижегородской, Московской областей, республики Башкортостан, Краснодарского, Приморского, Пермского, Хабаровского краев.
"Результаты федерального государственного надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, свидетельствуют об увеличении нарушений, связанных с включением в договоры о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителей", - сказали в ведомстве.
Отель, да не тот
Кроме того, по данным Роспотребнадзора, растет количество нарушений прав потребителей туристических услуг, когда турфирмы не предоставляют или предоставляют не в полной мере информацию об основных потребительских свойствах продукта.
"Регистрируются нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением условий договора, в том числе в отношении качества и нарушения права на безопасность услуги", - сказали в пресс-службе.
Глава Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" (ОЗПП) Михаил Аншаков отметил, что жалобы на качество предоставляемых в путешествии услуг лидируют среди всех обращений.
"Например, при покупке путевки вам обещали пятизвездочный отель, а по факту он оказался трехзвездочным. Нередко туристов заманивают обещаниями о том, что отель находится в 200 метрах от моря, а он расположен в двух километрах от побережья. Люди жалуются на несоответствие информации о качестве предоставляемого туристического продукта его реальному содержанию - около 70% жалоб от общего числа жалоб от туристов", - пояснил он.
По словам Аншакова, наибольшее число жалоб поступает в конце летнего отпускного сезона, в августе-сентябре, а также после новогодних праздников.
Повезет – не повезет
Немало жалоб от туристов, по словам Аншакова, поступает на действия или бездействие транспортных предприятий - из-за задержек или срывов рейсов. Чаще всего такие ситуации возникают в отношении чартерных рейсов. Существенная часть обращений граждан, связанных с авиаперелетами, обусловлена фактами потери, порчи или задержки выдачи багажа.
"Тенденция последних лет - большой шквал жалоб из-за банкротства туристических компаний. Компании банкротятся, люди остаются без туристических продуктов, за которые они заплатили, и без денег", - отметил глава ОЗПП.
Он пояснил, что в настоящее время таким туристам возмещают потери специализированные страховые фонды. Но, как правило, средств этих фондов не хватает на покрытие всех рисков и убытков туристов.
Дела судебные
"Увеличивается число территориальных органов Роспотребнадзора, участвующих в судебных делах, связанных с защитой прав туристов, для дачи заключения по делу в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ. В результате этой работы в 2011 году было присуждено денежных средств в пользу потребителей на сумму около 5 миллионов рублей", - сообщили в пресс-службе ведомства.
По мнению Аншакова, претензии к туристическим компаниям имеют хорошую судебную практику. "Около 80-90% исков, которые мы подаем в отношении турагентств, заканчиваются либо мировым соглашением на условиях потребителя, либо судебным исполнением", - отметил он.
Однако исполнение судебных предписаний в России в последнее время значительно ухудшилось.
"Либо средств у турфирмы на счете нет, либо имущества. Фактически потребители тратят много сил и времени на исполнение судебных решений", - сказал Аншаков.
Глава ОЗПП призвал туристов собирать доказательную базу, если их не устраивает качество сервиса в месте отдыха.
"Если у вас вызывает недовольство уровень сервиса, то нужно максимально полно собрать доказательства. Если вы едете в коллективный тур, то стоит обменяться контактами тех людей, с которыми вы живете в одном регионе, чтобы поддерживать друг друга в суде. Лучше всего запастись чеками, квитанциями, даже на иностранном языке, потому что их всегда можно будет перевести. Фотографируйте, фиксируйте свои претензии", - заключил Аншаков.