МОСКВА, 26 сен - РИА Новости. Законопроект об уголовной ответственности за незаконные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и возбуждение уголовных дел давно назрел и необходим, однако санкции за эти преступления стоит увеличить с пяти до десяти лет колонии, считают адвокаты, опрошенные в среду РАПСИ.
В январе этого года Владимир Путин, на тот момент занимавший пост премьера, в одной из своих статей предлагал "исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников".
Согласно представленному Минэкономразвития РФ проекту, Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новыми статьями, предусматривающими ответственность за незаконное возбуждение уголовного дела и незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий. Санкции обеих статей (169.1 и 299.1) будут предусматривать максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Полезно и необходимо
Адвокаты полагают, что инициатива Минэкономразвития приведет к резкому сокращению уголовных дел, возбужденных против предпринимателей, и двумя руками голосуют за предлагаемый законопроект.
Защитник Владимир Жеребенков пояснил, что большинство экономических дел в России возбуждается не по факту преступления, а для запугивания коммерсантов, либо для рейдерского захвата бизнеса.
"Широка практика провокаций преступлений: людям подбрасывают "куклы" и возбуждают дела по взяткам, записывают деловые переговоры, а потом утверждают, что якобы имело место вымогательство. При этом даже при оправдательном приговоре оперативники никакой ответственности за свои деяния не несут. А ведь Европейский суд по правам человека уже отмечал, что полиция не имеет права на инициирование дел", - отметил Жеребенков.
Его поддержал коллега Андрей Ромашов, который считает, что статьи "злоупотребление должностными полномочиями" (285 УК РФ) и "превышение должностных полномочий" (286 УК РФ) не останавливают силовиков при возбуждении "заказных" дел или при проведении незаконных оперативно-розыскных мероприятий.
"Статьи про должностные полномочия написаны слишком размыто и их можно трактовать как слишком широко, так и чересчур узко, поэтому я целиком поддерживаю предложение по новым статьям. В нашей стране эти нормы очень нужны, это очень полезное начинание", - отметил Ромашов.
По его мнению, должностные преступления должны максимально конкретно прописываться в законодательстве, чтобы не было возможности уйти от ответственности. Поэтому, считает юрист, лишними предлагаемые статьи в кодексе точно не будут.
"Особенно прекрасно, что предлагается ответственность за незаконные оперативно-розыскные мероприятия, с которыми сталкивается значительная часть населения страны. Взять хотя бы прослушку телефонов без санкции суда - это нарушение допускается в отношении каждого второго гражданина", - сказал он.
В свою очередь адвокат Руслан Коблев отметил, что не верит в воплощение законопроекта в жизнь.
"Если такие статьи введут, то мы вручим МВД и следствию несвойственные им функции - борьбу с реальной преступностью, а не влезание в дела частного бизнеса. Инициатива очень здравая и хорошая, но вряд ли он (законопроект) пройдет", - полагает Коблев.
Пять мало, надо десять
Адвокат Владимир Жеребенков полагает, что пять лет лишения свободы - максимальная санкция по предлагаемым новым статьям - слишком маленькое наказание и планку надо поднять до десяти лет заключения.
"По крайней мере, если человека незаконно обвинили в тяжком или особо тяжком преступлении, то за это уж точно должна быть ответственность до десяти, а не пяти лет лишения свободы", - считает он.
Защитник пояснил, что обвиняемые в тяжких и особо тяжких преступлениях, как правило, в ходе следствия содержатся в следственных изоляторах.
"Если потом выяснится, что дело возбудили незаконно, а человек был в условиях лишения свободы, в условиях ограничения его конституционных прав, то за это должна быть более строгая ответственность. Это будет более эффективной мерой и, возможно, будет останавливать силовиков", - полагает он.
Возможен саботаж
По мнению адвоката Юрия Шмидта, законопроект может встретить саботаж и сопротивление.
"Предлагаемые поправки, если будут приняты в предложенном виде, нацелены на одно из самых больных мест - на коррупцию в правоохранительных органах. Поэтому законопроект правильный. То, что из общих составов выделяются специальные, свидетельствует о том, что решать проблему прежними методами становится труднее. И это едва ли ни первый законопроект, который я действительно одобряю. Однако при реализации он может встретить саботаж и сопротивление", - считает он.
Адвокат Юрий Гервис указал, что жизнеспособность нововведений будет зависеть от того, кому будет поручено определять, идет ли речь о хозспорах или об уголовном деле, и от того, насколько тщательно пропишут процедуру определения.
"Я, конечно, приветствую все, что направлено на защиту предпринимателей и ограничивает действия органов следствия по изъятию чего бы то ни было, но пока остается вопрос, в каком виде это (законопроект) выйдет на поверхность. Если четко будет прописана процедура и ответственность тех, кто будет определять относимость спора, то инициатива будет работать", - сказал он.
Защитник Владимир Краснов отметил, что появление законопроекта свидетельствует о признании властью массовых нарушений существующего законодательства.
"Проект закона весьма актуален, поскольку сегодня сплошь и рядом факты, которые предлагается объявить вне закона, имеют место. Но использование уголовной юстиции в интересах передела собственности - обычная практика. Принять новый закон, чтобы пресечь неисполнение предыдущих - это очень по-российски. Но лучше уж так, чем беспредельный беспредел", - заключил адвокат.