Илья Крамник, обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.
На военно-морской базе Далянь на Квантунском полуострове 23 сентября 2012 года был официально поднят флаг на новом корабле военно-морских сил народно-освободительной армии Китая. Этим кораблем стал бывший советский тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", получивший в китайском флоте бортовой номер "16", и, по некоторым данным, – имя "Ляонин", в честь провинции, на территории которой расположен ставший для него домом Далянь. Ввод в состав флота подобного корабля приобретает особое значение на фоне нынешней обострившейся политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Кому пора начинать бояться
Передача флоту авианосца "бортовой номер 16", как это было описано в китайской прессе, вызывает особый интерес в связи с развитием событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где все более острым становится соперничество Китая с одной стороны, и США и их союзников – с другой. Конфликт вокруг спорных островов Сенкаку, уже вызвавший несколько инцидентов на море (пока без жертв), – лишь одно из проявлений этого соперничества.
Огромные богатства морей и шельфа западной части Тихого океана уже эксплуатируются, но потенциал для роста этой эксплуатации весьма велик. И государственная принадлежность любого выступающего над морем клочка земли, дающего право очертить вокруг него территориальные воды и исключительную экономзону, приобретает стратегическое значение.
Современные ВМС Японии, созданные с помощью и при поддержке США, пока превосходят китайский флот по оснащенности и боевым возможностям. Пока – до ввода в строй первого авианосца.
При наличии авианосца, даже с 20-25 истребителями на борту (речи об американских размерах авиакрыла в 50-70 машин пока не идет), китайский флот получает огромные преимущества в дальности обзора, дистанции поражения и оборонительных возможностях над соперником, своего авианосца не имеющим.
Союз с США, конечно, дает Японии определенные гарантии, однако у Вашингтона, тянущего бремя глобального доминирования, может быть много задач, а китайский флот явно не ограничится одним бывшим советским авианосцем. По имеющейся информации, ВМС НОАК должны до 2030 года получить еще, как минимум, два, возможно – три корабля подобного класса, уже самостоятельной постройки.
Потенциал для ответа у Японии, конечно, есть. Их два легких авианосца водоизмещением в 19 тысяч тонн, с присущей японцам скромностью названные вертолетонесущими эсминцами, в перспективе будут нести до 8 истребителей F-35B на каждом. Очевидно, впрочем, что для противодействия флоту из двух-трех кораблей водоизмещением в 65 тысяч тонн, несущих как минимум втрое больше тяжелых истребителей каждый, этого будет недостаточно.
Очевидно также и то, что развитая высокотехнологичная судостроительная промышленность Японии сегодня способна быстро построить корабль любого класса и размеров. И если соперничество с КНР будет по-прежнему нарастать, а США все глубже будут увязать в болоте многочисленных малых войн и экономических проблем, то можно держать пари: не пройдет и 20 лет, как в составе ВМС Японии появится собственный корабль близких размеров и самолетовместимости.
Не менее интересен вопрос, насколько все это добро многочисленных соседей должно беспокоить Россию? Ответ на этот вопрос представляется довольно простым – беспокоиться можно будет начинать после того, как Китай с Японией сумеют договориться по принципиальным вопросам.
Небольшой запас времени еще есть: сейчас первый китайский авианосец начинает действовать как учебный, и, принимая за основу советские темпы создания комплекса "авианосец-самолет", можно сказать, что вряд ли первый китайский авианосец будет готов к действиям в качестве боевого корабля раньше, чем через пять лет.
Говоря о сроках ввода в строй нового китайского авианосца, следует иметь в виду и "родимое пятно" всех кораблей проекта 1143, к которым относится и бывший "Варяг" – ненадежную котлотурбинную энергетическую установку. Показывавшая норов на всех советских авианосцах до "Кузнецова" включительно, и выдавшая очередной сюрприз в виде выхода из строя трех котлов на недавних испытаниях "Викрамадитьи", энергетика авианосца может закапризничать и на "Варяге", дополнительно увеличив время и расходы на его доводку.
Для полного понимания перспектив бывшего "Варяга" стоит вспомнить историю его создания.
Корабли с тысячей имен
В 90-е годы крупные советские корабли, как это часто бывает под занавес Империи, постигла нелегкая судьба, с долгой консервацией, продажами, ремонтами и переименованиями.
Вал переименований, впрочем, начался еще до того, став предвестником неприятностей: Однотипный "Варягу" "Адмирал Кузнецов" в проекте именовался "Советский Союз", на закладной доске в днищевой секции по-прежнему значится имя "Рига", на воду в 1985 году был спущен уже как "Леонид Брежнев", на испытания в 1989 вышел как "Тбилиси", а на север в 1991 году он ушел уже под своим нынешним именем.
Несколько больше повезло никак не могущему уйти в Индию "Викрамадитье": у него было всего три имени – "Баку", "Адмирал Горшков" и нынешнее.
"Варяг" по числу имен совпал с приобретением индийских моряков. После того, как предыдущий корабль переименовали в честь генсека, следующий снова заложили как "Ригу", чтобы не обижать союзную республику. В 1990 году, когда с Латвией в целом все было уже ясно, корабль стал "Варягом". В 1993 году Минобороны России скопом списало сразу пять авианесущих крейсеров: "Киев", "Минск", "Новороссийск" и недостроенные "Варяг" и "Ульяновск". Имя у корабля отняли, и присвоили еще одной жертве распада Империи – "Варягом" стал ракетный крейсер проекта 1164 "Червона Украiна", нынешний флагман Тихоокеанского флота.
Авианесущий крейсер, оставшись безымянным, еще несколько лет ржавел у стенки Черноморского судостроительного завода, пока не был продан по цене лома китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd для организации плавучего отеля с казино и увеселительными заведениями.
Третьего марта 2002 года после 627-дневной буксировки недостроенный корабль оказался в Даляне. Очень скоро стало очевидно, что плавучим отелем ему стать не суждено: работы на корабле производились в интересах китайского военного ведомства.
Плавучий ВУЗ в 65 тысяч тонн
Во второй половине 2000-х было уже ясно: КНР рассчитывает получить новый военный корабль, который будет использоваться для отработки операций палубной авиации, взаимодействия с эскортом и подготовки кадров для перспективных авианосных сил ВМС НОАК (в Вооруженных силах Китая флот не является самостоятельным видом ВС и подчинен армии).
Информацию об устройстве и тактике авианосцев Китай методично собирает по всему миру уже несколько десятков лет. Лишенные прямого доступа к ведущему "центру компетенции" – ВМС США и их союзников, китайцы тщательно изучили опыт Аргентины и Бразилии, и, конечно, собрали все, что можно было собрать на просторах бывшего СССР.
На Украине, где беречь бывшие советские секреты никто не подписывался, помимо собственно авианосца Китай приобрел документацию и не то один, не то два отлетавших свое прототипа палубного истребителя Су-33 (Су-27К), а также ознакомился с устройством НИТКА – наземного испытательного тренировочного комплекса, предназначенного для испытаний палубных самолетов и подготовки летчиков.
Аналогичный комплекс, фактически – железобетонная копия основных элементов авианосца, с палубой, трамплином, финишером, подъемниками и рубкой-"островом" был построен и в КНР. На основе Су-33 началась разработка палубного истребителя J-15, непосредственным прототипом которого стал J-11 – китайская копия Су-27.
Первый полет J-15 состоялся еще в 2009 году, но до палубы экс-"Варяга" самолет еще не добрался – испытания притормозили в том числе и потому, что КНР долго не могла получить технологию аэрофинишеров – тросов, предназначенных для торможения садящегося на палубу самолета.
На Украине полной документации по этим системам не осталось, а в России доступ к любой более-менее детальной информации о системах и агрегатах авианосца жестко пресекался: несколько человек получили сроки за контакты с китайской стороной по соответствующей теме.
Финишеры пришлось делать самостоятельно, на основе опыта, полученного в ходе ознакомления с авианосцами разных стран и внешнего осмотра агрегатов НИТКА.
Учитывая историю "Варяга", и все обстоятельства ввода в строй нового китайского авианосца, можно лишь повторить, что у России еще есть время, чтобы обзавестись сильным флотом на Тихом океане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции