Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Спектакль о ВИЧ-инфицированных показали на "Текстуре"

© Фото : пресс-служба фестиваля "Текстура"Спектакль "Заполярная правда" по документальной пьесе Юрия Клавдиева
Спектакль Заполярная правда по документальной пьесе Юрия Клавдиева
Спектакль петербургского независимого ON.Театра по пьесе Юрия Клавдиева "Заполярная правда", основанной на реальных историях ВИЧ-инфицированных людей, в постановке молодого режиссера Семена Александровского показали в Перми на фестивале "Текстура".

ПЕРМЬ, 24 сен - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль петербургского независимого ON.Театра по пьесе Юрия Клавдиева "Заполярная правда", основанной на реальных историях ВИЧ-инфицированных людей, в постановке молодого режиссера Семена Александровского показали в Перми на фестивале "Текстура".

Клавдиев написал свой текст на основе документального материала, собранного в Норильске - в городе, где процент ВИЧ-инфицированных очень велик. Писатель беседовал с теми, кто из-за болезни оказался изгоем в обществе и вынужден был переменить свой образ жизни. В основе пьесы - интервью с несколькими ребятами, обосновавшимися в заброшенном доме и создавшими своеобразную коммуну. Их болезнь - исключительное обстоятельство, заставившее по-иному взглянуть на жизнь. Их отношение к жизни, их мысли увлекают своей нестандартностью. В их ситуации философские разговоры о высоком не кажутся праздной болтовней, для них понятия о Боге или смысле бытия стали слишком насущными. "Заполярная правда" в постановке Александровского - не о больных изгоях, это пьеса о красивых, "не усредненных" людях.

"Удивительно, но те ребята, с которыми Клавдиев беседовал в Норильске, считают, что ВИЧ в их жизни - это благословение. Здесь не идет речь о болезни, о жалости. Они пережили тот момент, когда от них отвернулись друзья, родные, нашли друг друга и начали строить нечто новое. Они вчитываются в Библию и принимают решение - мы должны не рассчитывать на Бога, а самим стать богами. И они в своем маленьком кругу создают утопию. Создают коммуну, где живут полноценной жизнью, которой у них не было до этой болезни. Поэтому тут вопроса о жалости или спекуляции на страданиях не стоит", - говорит Александровский.

"Заполярную правду" играют в пустом темном зале, несколько световых пятен выхватывают из темноты героев - двух девушек и двух ребят. Здесь нет четкого распределения ролей, помимо основных персонажей, членов коммуны, актеры играют и второстепенные роли - случайных гостей заброшенного дома, соседей, предавших друзей. Спектакль, идущий в бешеном темпе, сразу отказывается от "бытовухи" - текст выстроен так, что похож на эпос. Ребята подхватывают реплики, предваряя их вводными словами, защищая себя от "актерства".

С самого начала задан серьезный тон рассуждений - в первом диалоге герои разговаривают о Боге, обсуждают, "можно ли прожить жизнь, как Христос"?

"Болезнь стала катализатором - они решились на многие поступки, на которые бы не решились раньше. В каком-то смысле этот сюжет - провокация. Ведь мы же живем с ощущением своей бессмертности, потребительски относимся к жизни. На какие-то важные поступки мы не решаемся, потому что нам кажется, что впереди у нас вечность. А у них ее нет", - говорит Александровский.

Работа над "Заполярной правдой" длилась долго - текст, состоящий из документального и сочиненного драматургом пластов, требовал особенного подхода.

"Монологи документальны, а сценки-диалоги были написаны. Я всегда иду за автором - это мое кредо, но когда я сделал первый эскиз спектакля, оказалось, что диалоги не работают. Идиллия, которая там возникает, доверия не вызывает. Я сам бывал в этих коммунах - не ВИЧовых, но в хипповских, в наркоманских "флетах". Я знаю атмосферу, у меня были такие знакомые, которые отвергли социум и попытались организовать что-то альтернативное. В итоге я решил перевести все в монолог. В таком варианте от актеров не требуется перевоплощения, они не должны играть. Актеры остаются собой и выходят на сцену рассказать о собственном опыте от соприкосновения с этой историей", - рассказал режиссер.

Спектакль сыгран четырьмя молодыми актерами ON.театра, которые виртуозно сохраняют выстроенные режиссером отношения со своими персонажами - их будничные интонации спасают от пафоса, в них нет никакого драматического нажима, и даже трагический исход, к которому всегда ведет романтических неформалов жизнь, не выглядит здесь излишне театрально.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала