Рейтинг@Mail.ru
Седьмой премьер-министр Казахстана стал первым визирем - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Седьмой премьер-министр Казахстана стал первым визирем

© Фото : Валентина РахмановаПремьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов
Премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов
Читать ria.ru в
Произведенные перестановки в высшем эшелоне власти Казахстана видетельствуют об установлении нового баланса сил в руководстве этой страны, а также о сохранении президентом Нурсултаном Назарбаевым своей роли верховного рефери в схватке различных казахстанских кланов за будущее властное наследство.

Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.

Произведенные перестановки в высшем эшелоне власти Казахстана свидетельствуют об установлении нового баланса сил в руководстве этой страны, а также о сохранении президентом Нурсултаном Назарбаевым своей роли верховного рефери в схватке различных казахстанских кланов за будущее властное наследство.

Все назначения, сделанные в понедельник Назарбаевым, прогнозировались уже несколько недель назад: главой своей администрации он сделал 47-летнего Карима Масимова, приняв его отставку с поста премьер-министра страны.Один из самых пророссийски настроенных политиков Казахстана Масимов, однако, вряд ли потерял во влиятельности, и это должно устраивать Москву.

Главой правительства назначен 54-летний первый вице-премьер Серик Ахметов, лично преданный президенту чиновник. И только одно, сделанное в прошлую пятницу решение, самое первое в череде этих перестановок, выглядит неожиданным: бывший руководитель администрации 58-летний Аслан Мусин получил должность главы Счетного комитета.

Царедворцу оставили немного власти

Именно это назначение позволяет утверждать, что 72-летний Нурсултан Назарбаев решил сохранить за Мусиным серьезный властный ресурс, дающий ему возможность влиять на расстановку сил внутри властной элиты.

Счетная палата призвана следить за расходованием бюджетных средств. Понятно, что контроль за столь деликатной деятельностью дает широкий простор для политических манипуляций такому опытному и изощренному царедворцу, каким считают в среде высшей казахстанской бюрократии Аслана Мусина.

Для тех, кто следит за перипетиями внутренней казахстанской политики, давно не является секретом, что за спиной Назарбаева идет яростная борьба между различными финансовыми, олигархическими и родоплеменными кланами.

Время от времени миру являются победители и побежденные в этих ристалищах. Некоторых даже убивают… На днях в Казахстане широко отмечали 50-летие бывшего секретаря совбеза страны Алтынбека Сарсенбаева, шесть лет назад ставшего жертвой группировки, верховенство в которой приписывают бывшему старшему зятю президента Рахату Алиеву. Потом сам Алиев стал "государственным преступником номер 1", приговоренным к 40 годам тюрьмы (теперь он скрывается на Мальте). Попал позже в немилость у своего тестя и средний зять Назарбаева, один из богатейших людей Казахстан, Тимур Кулибаев.

В последние месяцы шло выяснение отношений между группировками Аслана Мусина и, пожалуй, самого верного и преданного Назарбаеву чиновника, Нуртая Абыкаева, ныне председателя комитета нацбезопасности.

Еще недавно казалось, что в аппаратной борьбе, в которой главе администрации не было равных, он одерживает верх над шефом спецслужбы. Утверждали – и, по нашим сведениям, не без оснований, – что заявление Нуртая Абыкаева уже давно лежало на столе у президента.

Однако Назарбаев разрулил ситуацию по-своему. Он "сдвинул" противника Абыкаева, Аслана Мусина, с главного бюрократического кресла Казахстана, безусловно, понизив его во властной иерархии, но оставив ему серьезный властный ресурс.

Таким образом, баланс сил в топ-элите страны не подвергся сильному потрясению.

Конец эпохи стабильности?

Тем не менее, результатом такой подвижки в верхах могут стать дальнейшие кадровые решения в отношении региональной элиты запада Казахстана, ведь Мусин представлял западную группировку во власти.

Именно там, в городе нефтяников Жанаозене в декабре прошлого года произошли события, заставившие остальной мир говорить о конце эпохи стабильности в Казахстане: стрельба полицейских по бастующим нефтяникам привела к гибели 16 человек.

А совсем недавно, в августе, был задержан, снят со своего поста и посажен под домашний арест губернатор (аким в Казахстане) западной Атырауской (бывшей Гурьевской) области Бергей Рыскалиев. Ему были предъявлены обвинения в коррупции на суммы в десятки миллионы долларов.

Вслед за этим депутатского поста был лишен и его брат. Братья Рыскалиевы считались креатурой руководителя администрации Аслана Мусина, и этим в Казахстане объясняют неожиданное и, очевидно, благополучное избавление от домашнего ареста бывшего акима и, более того, его таинственное исчезновение из Атырау.

"Страсти по западу" разгорались и дальше. Как выяснилось, банда, жертвами которой в Алатауском национальном парке под Алма-Атой недавно стали больше десятка человек, также имела отношение к "западным". Один из ее лидеров был родственником Бергея Рыскалиева… Теперь в Казахстане с нетерпением ожидают, как будет развиваться расследование кровопролитной трагедии в горах у южной столицы страны.

Что касается других перестановок на казахстанском олимпе, то там все выглядит не столь драматично. Карим Масимов, ставший рекордсменом в качестве премьер-министра страны (он возглавлял правительство, седьмое по счету в истории независимого Казахстана, с января 2007 года), укрепил свои позиции. В политической системе, действующей сегодня в этой стране, позиция главы администрации является более весомой, нежели премьерская.

Масимову приписывают заслуги в относительно успешном проведении экономической стратегии в годы мирового финансового и экономического кризиса, последствия которого, главным образом в финансовой сфере, Казахстан ощутил одним из первых – во всяком случае, среди государств СНГ.

Масимов прославился тем, что гораздо раньше своего ровесника, нынешнего российского премьера Дмитрия Медведева, активно ввел в свой личный обиход "Твиттер", "Фейсбук" и прочие новомодные средства коммуникации.

В Кремле могут не волноваться

Теперь уже бывшему казахстанскому премьеру приписывают значительные заслуги в выстраивании сотрудничества с Россией в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (вместе с Белоруссией).

Карима Масимова считают одним из самых влиятельных пророссийских политиков в Казахстане (если можно вообще говорить о пророссийской "партии" среди казахстанской элиты).

Поэтому назначение Масимова руководителем Акорды (резиденция президента Казахстана) не может не понравиться в Кремле, здесь экс-премьера знают хорошо и, похоже, ценят высоко.

Нового же, восьмого казахстанского премьера Серика Ахметова можно уверенно называть лично преданным президенту чиновником. Выходец из родной Нурсултану Назарбаеву Караганды, он успел пройти, подобно своему патрону и земляку, все ступени партийно-советской номенклатуры, от токаря и комсомольского активиста до партийного руководителя и вице-премьера, успев, разумеется, стать при этом доктором экономических наук.

Называть, однако, Серика Ахметова заметной политической фигурой в Казахстане сегодня никто не решится. Во всяком случае, пока… Да, впрочем, и нынешние казахстанские "рокировочки" не дают основания полагать, что кому-либо нужно уже спешить с демонстрацией самых высоких властных амбиций – елбасы (так в Казахстане официально звучит титул президента – "национальный лидер") Нурсултан Назарбаев достаточно уверенно демонстрирует свою волю и умение ею распоряжаться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала