Рейтинг@Mail.ru
Зачем и кому нужен "Киношок" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Зачем и кому нужен "Киношок"

Читать ria.ru в
"Киношок" - единственный фестиваль, объединяющий кино постсоветских государств. Поэтому в этом году его участники подготовили письмо-обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой не лишать "Киношок" поддержки ввиду его необходимости для воспроизводства общего культурного пространства.

Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей" для РИА Новости, Анапа - Москва.

"Киношок" - единственный фестиваль, объединяющий кино постсоветских государств. Поэтому в этом году его участники, встревоженные слухами о грядущем сокращении финансирования фестивального движения вообще и этого конкретного фестиваля в частности, подготовили письмо-обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой не лишать "Киношок" поддержки ввиду его необходимости для воспроизводства общего культурного пространства.

Наследие советского прошлого

С 15 по 23 сентября в Анапе проходил 21 фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Кинематографисты бывших пятнадцати братских республик, с удовольствием в свое время разбежавшиеся по национальным квартирам, в течение одной недели в Анапе вспоминали все хорошее, что было связано с большими государственными бюджетами, бесплатным образованием, доступом к многомиллионной зрительской аудитории, высоким престижем профессии.

Проживая на фестивале в условиях, напоминающих разом пионерское детство и профсоюзные здравницы, участники непременно проникаются духом ностальгии - тем более, что большинство учились вместе во ВГИКе, ГИТИСе, ЛГИТМИКе или на Высших режиссерских курсах, имеют общую школу, похожие ценности и говорят по-русски. Да и трудности сегодня у всех, в общем, тоже похожие.

Конкурс, в котором в этом году участвовало 14 картин, представил все бывшие советские республики, кроме Туркмении. Кино не умирает, фильмы снимают от запада до востока, и, что самое интересное, национальные особенности, различные культурные традиции не мешают вглядываться в другого, чтобы лучше понять самих себя.

Любопытно, что те кинематографии, которые отличались в СССР (например, Грузия, Литва, Казахстан), и сегодня демонстрируют более высокую экранную культуру, чем те, для которых кино всегда было достижением авторов-одиночек.

Собираться вместе, чтобы обсуждать просмотренные картины, по-прежнему интересно. А может быть и более интересно, чем 20 лет назад, когда фестиваль, задуманный как смотр шокирующего и развлекательного кино (отсюда и название), превратился в смотр фильмов стран СНГ и Балтии.

Тогда каждая новая страна пошла своим путем. Сначала кино осмысляло советское прошлое, таким образом осваивая открывающееся будущее. Сегодня, судя по всему, тема прошлого звучит не так актуально - кинематографисты пытаются разобраться не столько с социальным и общественным, сколько с вечными человеческими проблемами - любовью, одиночеством, желанием счастья.

Все хотят счастья

Получивший главный приз "Киношока- 2012" узбекский фильм "Небеса - моя обитель" рассказывает историю необычайно красивой девушки-сироты, которую сельский доктор подбирает на дороге и привозит в свой дом. Но оставаться там ей нельзя - доктор собирается жениться, а родители невесты не одобряют присутствия в его доме красивой молодой женщины. Родственники доктора пытаются выдать девушку замуж за какого-нибудь вдовца, чтобы помогала ухаживать за хозяйством. Но прекрасная как ангел горянка оказывается слишком хороша для всех, кому ее предлагают - кроткий нрав, невинная душа и чистый взор требуют от мужчин соответствия, а они чувствуют себя на это не способными. Так и погибает посланный в этот реальный мир ангел.

Фильм снял тридцатипятилетний ученик Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика Аюб Шахобиддинов.

Узбекское кино сегодня в основном перешло на самоокупаемость - у него есть зритель: в Узбекистане снимается около 20 картин в год, очень дешевых, но зато если публика фильм примет - прибыль гарантирована. При отсутствии собственного телесериального производства кино в Узбекистане действительно является важнейшим из искусств.

Однако прокату в основном требуются комедии и мелодрамы. С авторскими фильмами дело обстоит гораздо хуже - денег на съемки требуется много больше, а дохода они приносят меньше. Так что фестиваль, поддержавший узбекский фильм, некоторым образом защитил авторское кино в целом - известно, что призам на востоке придают большое значение.

Литовская картина "Замок спящих бабочек", получившая приз за лучшую женскую роль, в самой Литве была встречена с большим воодушевлением. Фильмов там снимается очень мало - два-три в год, не больше, рынок очень мал.

Здесь в центре тоже история женщины, которая оказалась не нужна мужу, и как ни парадоксально - небеса в фильме тоже есть, хотя ни ангелами, ни гуриями там и не пахнет.

Речь идет о вполне самостоятельной даме пятидесяти лет. Ее муж ушел к юной девушке, которая к тому же ждет от него ребенка. У героини детей нет. Оставленная жена проникается сочувствием к несчастной потаскушке, бросившейся под колеса их автомобиля, а после ее смерти подбирает трех молодых проституток, поселяет их у себя и, заботясь о них, пытается восстановить утраченное душевное равновесие.

Женское счастье - вещь редкая, что на западе, что на востоке. Мужчинам, впрочем, не легче. Получивший приз за режиссуру грузинский "Опекун" Зазы Урушадзе возвращает в новую реальность типаж легкомысленного тбилисского кинто, знакомого по таким фильмам, как например, "Жил певчий дрозд". Только теперь это бандит, отсидевший 15 лет за участие в разборках 1990-х, но не растерявший веселого нрава, и больше всего ценящий дворовое братство, даром что все ребята с его двора давно лежат на кладбище…Увы, желание заплатить старые долги приводит к гибели и его. В финале фильма на кладбище появляются еще два надгробия - последние выжившие в 1990-е легли в землю в 2010-х.

В киргизском фильме "Принцесса Назик", как и в казахском "Талгате" герои - дети. Маленькие труженики сельских трущоб, которые пытаются выжить и быть счастливыми в мире, где взрослые вынуждены бороться за выживание самыми неприглядными способами: в киргизском фильме собирают анашу, гонят самогон, воруют рыбу, в казахском - просто спиваются… Только дети пытаются найти и в этой бедной монотонной жизни чувство праздника, принадлежности к чему-то высшему, сохраняя надежду на лучшее, на счастье.

За счастьем отправляются и герои фильма Алексея Балабанова "Я тоже хочу". участвовавшего в конкурсе от России. Бандит, алкаш, музыкант и проститутка едут к загадочной колокольне, откуда, по слухам, одних забирают на далекую планету, где есть счастье, а другие - увы, умирают, не имея сил вернуться обратно.

Эстонский "Одинокий остров" Петера Симма собрал вместе всех - неприкаянных женщин, потерянных мужчин, искалеченных детей, молодых влюбленных и даже собаку по кличке Вронский, поместил их в город рядом с большим железнодорожным узлом, и предложил зрителям разбираться в киноромане, где действующих лиц не меньше, чем в "Анне Карениной". И каждый чувствует себя как одинокий остров, до тех пор, пока не поймет, что рядом с ним такой же человек, столь же нуждающийся в сочувствии и любви.

Дружить выгодно

Россия, проводящая фестиваль "Киношок" с помощью Минкульта и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, сегодня самая благополучная в отношении кинематографии. Денег на кино выделяется много больше, чем в других бывших советских республиках. Фильмов снимается много.

Но и у российского кино есть большие проблемы в прокате, ему не хватает зрителей и ему бы очень пригодились дополнительные экраны в странах Содружества.

Большинству стран не хватает прежде всего денег.

Украина за последнее время увеличила господдержку (сын Виктора Януковича, Виктор Викторович, теперь отвечает за кинематограф), там стало активней проявлять себя новое поколение, фильмов стало сниматься больше. Казахстан, Азербайджан и Грузия снимают по 6-8 картин в год. Сделать кино интересным не только своему зрителю, но и соседям, выйти на международный рынок - мечта практически всех кинематографистов бывшего СССР.

Одним из способов ее осуществления является копродукция. На "Киношоке" вот уже несколько лет проводят конкурс сценариев для совместного производства. И судя по росту числа заявок, желающих снять кино в общей компании становится все больше.

Фильм Сергея Лозницы "В тумане" по повести Василя Быкова, получивший приз за лучшую мужскую роль, снимался при участии России, Латвии, Беларуси, Германии и Нидерландов. Его режиссер родился в Белоруссии, учился в России. Сейчас живет в Германии.

Армянский фильм "Если все" сняла живущая в Москве режиссер Наталия Беляускене. В создании уже упомянутого "Одинокого острова" помимо Эстонии принимали участие Латвия и Белоруссия.

Но очевидно, что такого сотрудничества пока недостаточно. Для реализации совместных проектов нужна не только сознательная государственная политика, но и просто дружеские связи. Их возникновению и укреплению как раз и служит "Киношок".

В азербайджанском кино под подозрением эротика и ислам

Каждый год на "Киношоке" одна из стран предлагает специальную программу из нескольких современных картин. В этом году в фокусе Азербайджан.

В этой стране кино нынче снимают в основном на государственные деньги. Проката внутри страны почти нет - даже в многомиллионном Баку есть всего несколько кинотеатров, а во многих городах нет ни одного. Публика предпочитают смотреть кино дома - в том числе и голливудское.

На крупные международные фестивали фильмы из Азербайджана почти не попадают, поэтому возможность показать свои работы вне домашнего контекста очень важна.

На "Киношоке" было представлено шесть фильмов, снятых с 2009 по 2012 год. Увы, опыт показывает, что строгий контроль государства над тематикой фильмов не способствует бурному развитию кино. Участники делегации рассказывали, что редакции от управления культуры прежде всего подвергаются эротические сцены. Но еще более строго чиновники относятся к возможной пропаганде ислама (Азербайджан - светское государство).

Принцип "деньги в обмен на лояльность" тяжел для искусства, однако и свободный рынок, лишенный господдержки, не слишком благоприятен для кино. Пока эти крайности имеют свою географию - от западной свободы к восточной государственности. Для кинематографистов из Литвы, например, социальная защищенность российских граждан кажется ошеломляющей…

Впрочем, на будущий год в фокусе "Киношока" - самая демократическая из среднеазиатских республик. Киргизия, где с каждым годом увеличивается кинопроизводство, и уже сейчас снимается порядка 20 картин в год, в расчете, прежде всего, на собственного зрителя. Посмотрим, что выйдет из этих расчетов - обычно это ведет к расцвету дешевых в производстве жанровых картин, и к упадку национальной школы авторского кино.

Будущее родится из короткого

Одной из самых популярных программ "Киношока" вот уже несколько лет является конкурс короткого метра, куда собираются молодые кинематографисты из разных стран. Их не объединяет общее прошлое, да и образования они получают в самых разных местах. Но "Киношок" предоставляет им площадку, где в условиях совершенно неформального общения они могут узнать друг друга, познакомится, посмотреть чужие и показать собственные работы, и осознать общие интересы.

В сущности - это самое перспективное из направлений деятельности "Киношока". Сейчас это своего рода параллельный конкурс, собирающий на своих обсуждениях едва ли не самую большую аудиторию. Если бы усилить эту программу, сопроводив ее мастер-классами, лабораториями, тренингами и питчингом, то у нынешних молодых кинематографистов из стран бывшего Союза тоже бы появилось общее прошлое. И общий язык. Русский.

Но для этого нужны средства. Пока надеяться на помощь национальных бюджетов нереально. По силам это только России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала