Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day), девиз которого – "Город как пространство для людей, пространство для жизни".
Впервые акция "День без автомобиля" прошла во Франции в 1998 году. Тогда в мероприятии участвовали всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 ти странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде.
На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых "зеленых столицах" Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан Франциско (США). Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло. Сейчас количество городов участников уже достигло 230. Самое большое количество участников на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан Франциско, Будапеште. Например, в Будапеште число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех демонстраций един: "Мы не мешаем движению; мы сами – движение".
В то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие, такие, например, как Япония, стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде. К 2030 году все автомобили в стране должны будут работать на смеси этанола и стандартного бензина. Сжигание этой смеси приносит окружающей среде меньший вред, чем использование применяемого сегодня моторного топлива.
В развитых странах ведутся исследования, направленные на создание экологически чистых видов топлива.
Новые технологии и меры властей могут частично исправить ситуацию, но организаторы акции "Всемирный День без автомобиля" считают, что каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело. К примеру, элементарная регулировка двигателя машины может сократить вредные выбросы на 10%. Водителям также рекомендуется:
глушить мотор при остановках;
продумать, как можно избежать длительного прогрева двигателя в холодное время года;
уважать права пешеходов, тормозить перед "зеброй" и знаками пешеходного перехода, не игнорировать и не прижимать к бордюру велосипедистов;
устраивать "разгрузочные дни" без автомобиля, заранее спланировав, как добираться до работы другим способом.
По приблизительным оценкам, в акции "День без автомобиля" каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.
В России повсеместными и определяющими эти идеи пока не стали.
Инициативу проведения Дня без автомобиля поддержали Белгород – в 2005 году, Нижний Новгород – в 2006 году.
В Москве акция проводится с 2008 года.
В 2009 году к акции присоединился Калининград.
В 2010 году мероприятия в честь Дня без автомобиля впервые организовали сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местные власти в Санкт Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите и десятках других городов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников