22 сентября отмечается Всемирный день отказа от автомобиля. Он проходит под девизом "Город как пространство для людей, пространство для жизни". Акция, по идее ее организаторов, должна напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и как бы подтолкнуть людей к пользованию альтернативными средствами передвижения.
По статистике, каждую секунду в мире с конвейера сходит одна новая машина. Каждый день автомобили сбивают насмерть более 3 тысяч человек. Кроме того, более 90% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта. При всем при этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Власти отдельных городов активно ведут поиск альтернативных методов решения проблемы – развития общественного транспорта и стратегий "пересаживания автомобилистов в трамваи".
"Обороняющиеся" и "оптимисты"
Однако в то время как власти крупных городов безуспешно пытаются решить проблему автодорожных заторов, расширяя магистрали и возводя новые дорожные развязки, сеульские математики предложили для нее простое и изящное решение. Правда, действует лекарство от пробок пока что только в теории.
Согласно базовым математическим моделям автомобильного трафика, транспортные потоки подразделяются на три основных типа. Первый можно охарактеризовать как свободный поток, в котором машины двигаются на максимальной скорости. Второй тип — когда автомобили вынуждены двигаться с более низкой скоростью, однако до полного торможения дело не доходит. Наконец, кошмар водителя — третий тип дорожного движения, когда скорость транспортного потока падает до нуля. В этом случае машина попеременно стоит либо двигается.
Специалисты Сеульского университета проанализировали то, как происходит переход между этими тремя фазами. На основании полученных данных они разработали нехитрый алгоритм, который позволяет максимально быстро перейти из третьей фазы во вторую, а вслед за ней и в первую, сообщает Technology Review.
Для того чтобы объяснить процесс "рассасывания пробок", они подразделяют всех водителей на два типа — "оптимистов" и "обороняющихся". Первые, рискуя при ближайшем маневре въехать в багажник впереди стоящего автомобиля, тормозят, лишь оказавшись от него на короткой дистанции. "Обороняющиеся" водители, напротив, оставляют между своей машиной и следующей в потоке гораздо большее расстояние, чем это требуется по соображениям безопасности.
Как правило, "оборонительную" позицию большинство водителей занимает, уже оказавшись в пробке. Между тем, если бы большинство поступало наоборот, то сообщаемые ими стоп-сигналы передавались бы по цепочке гораздо раньше и вынуждали поток замедлиться еще до подъезда к основному затору. Другими словами, если автомобили, подъезжающие к пробке, будут оставлять как можно большее расстояние между собой и следующим автомобилем, а те, кто покидает пробку — как можно меньшее, то длина и интенсивность затора автоматически сократится до минимума.
По мнению авторов исследования - Хен Кьен Ли и Бом Джун Кима - помочь реализовать этот алгоритм должно повсеместное использование современных автоматических компьютерных систем управления (наподобие круиз-контроля). Отслеживая перемещения других машин, бортовой навигатор нового поколения сможет в автоматическом режиме снижать и увеличивать скорость там, где нужно, минимизируя таким образом влияние человеческого фактора.
Самая большая ценность этой разработки заключается в том, что управление дорожным трафиком не требует централизованного контроля. За слаженные действия водителей будут отвечать только бортовые компьютеры, следующие одному заданному алгоритму. Разумеется, компьютерным системам придется немного потеснить человека с водительского кресла, забрав на себя часть его функций. Однако авторы исследования не видят в том ничего худого, раз водителю не придется лишний раз куковать в беспросветных пробках. Ученые предупреждают, что на сегодняшний день говорить о полном избавлении от пробок пока рановато, однако день, когда автомобильный трафик полностью перейдет на "свободный" тип транспортного потока — уже не за горами.
Напомним, год назад британские ученые установили, что пробки и агрессивное поведение на дороге водителей серьезно подрывают здоровье людей.
Ученые под руководством доктора Льюиса из Университета Сассекса провели эксперимент, в котором измерили у испытуемых пульс и реакцию кожи во время поездки на машине в качестве водителя и на автобусе в качестве пассажира. Результаты показали, что при выборе общественного транспорта уровень стресса был в среднем на 33% ниже, чем при управлении автомобилем. Кроме того, девять из десяти добровольцев также подтвердили, что испытывали за рулем большую психологическую нагрузку.
По словам авторов исследования, в утомительное занятие вождение автомобиля превращают три основных фактора. Первым является то, что управление автомобилем заставляет мозг работать напряженнее. Второй причиной являются пробки, которые ведут к стрессу. Наконец, водитель переживает из-за "впустую потраченного во время езды времени", которое можно было бы использовать с большей пользой.
"Универсальные двигатели", велосипеды и другие альтернативы
На родине акции, во Франции, где, собственно, в 1998 году и родилась традиция проводить День без автомобиля, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа.
На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых "зеленых столицах" Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), проводятся меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Для сравнения, в Копенгагене средняя доля велосипедных поездок среди общего числа поездок превысила 45%, а в Санкт-Петербурге, имеющем похожий плоский ландшафт, идеальный для велосипеда, доля таких поездок ничтожна, да и ездить по городским улицам небезопасно для жизни. В Москве, где количество велосипедов равно количеству автомобилей (более 3 млн.), на сегодняшний день отсутствует городское планирование участия велосипеда в дорожном движении.
Примечательно также то, что в то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие, такие, например, как Япония, стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде. К 2030 г. все автомобили в Стране восходящего солнца должны будут работать на смеси этанола и стандартного бензина. Сжигание этой смеси приносит окружающей среде меньший вред, чем использование применяемого сегодня моторного топлива. Этаноловые смеси уже используются в Бразилии, а в 2006 г. американские автопроизводители объявили о планах удвоить к 2010 г. производство автомобилей на основе так называемой технологии "универсального двигателя", способного работать на различных видах топлива.
Новые технологии и меры властей могут частично исправить ситуацию, но организаторы акции "Всемирный День без автомобиля" считают, что каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело. К примеру, элементарная регулировка двигателя машины может сократить вредные выбросы на 10%.
Водителям также рекомендуется:
- глушить мотор при остановках,
- продумать, как можно избежать длительного прогрева двигателя в холодное время года;
- уважать права пешеходов, тормозить перед "зеброй" и знаками пешеходного перехода, не игнорировать и не прижимать к бордюру велосипедистов;
- устраивать "разгрузочные дни" без автомобиля, заранее спланировав, как добираться до работы другим способом.
Традиционный "игнор"
Однако несмотря на проводимую в Москве эко-акцию "День без автомобиля", машин сегодня на дорогах города не уменьшилось. Отказаться от комфортного средства передвижения водителей не подвигли ни сниженные цены на проезд в автобусе, ни введение дополнительных маршрутов. Для удобства граждан сегодня на маршруты дополнительно выпустили более 400 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев. Причем стоимость билетов на одну поездку снизили в два раза – но только при покупке в киоске. У водителя проездной стоит привычные 28 рублей.
Согласно данным сервиса "Яндекс.Пробки" на 09:00, движение в Москве уже оценивалось как плотное.
В 2009 г. во Всемирный день без автомобиля Москва также не обошлась без пробок, хотя даже чиновники отправились на работу на метро, а кое-кто прокатился на велосипеде. Всемирная эко‑акция также заметно не изменила ни экологическую обстановку в мегаполисе, ни количество заказов такси.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников