Рейтинг@Mail.ru
"Дом", в котором живет Параджанов - РИА Новости, 21.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Дом", в котором живет Параджанов

© предоставлено Новым МанежемФотоколлаж на выставке работ Сергея Параджанова "Дом, в котором я живу"
Фотоколлаж на выставке работ Сергея Параджанова Дом, в котором я живу
Читать ria.ru в
Дзен
Коллажи и ассамбляжи киноклассика Сергея Параджанова из фотографий, рисунков и елочной мишуры представлены на выставке "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу", открывающейся в столичном выставочном зале "Новый Манеж" в пятницу.

МОСКВА, 21 сен - РИА Новости, Тамара Бараненкова. Коллажи и ассамбляжи киноклассика Сергея Параджанова из фотографий, рисунков и елочной мишуры представлены на выставке "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу", открывающейся в столичном выставочном зале "Новый Манеж" в пятницу.

Автор "Теней забытых предков", "Легенды о Сурамской крепости" и "Цвета граната" создавал не только кино, но и "спрессованные фильмы", как он называл свои коллажи. Первые такие работы стали появляться в середине 1950-х и постепенно обрастали все большим количеством деталей, усложняясь до объемных композиций и кропотливо собранных "мозаик".

Из собрания Ереванского музея, чьи экспонаты нередко путешествуют по миру (и приезжают в столицу России в шестой раз, а в таком количестве - в третий), было отобрано 70 работ художника разных лет, но преимущественно 1970-1980-х годов, когда Параджанов, не имея возможности снимать свое слишком странное по советским меркам кино, создавал произведения буквально из всего, что попадало под руку.

Арт-осень 2012 года: гид по главным выставкам столицы >>

"Мы брали те вещи, которые наиболее точно характеризуют детское, сентиментальное и праздничное состояние, связанное с Параджановым, - рассказала на открытии выставки арт-директор музейно-выставочного пространства "Манеж" Марина Лошак. - Мы делали эмоциональную, ситуативную выставку и назвали ее "Дом, в котором я живу", потому что любое пространство, к которому прикасался Параджанов, становилось его домом".

Так, здесь можно увидеть ассамбляж "Ромул и Рем с аксессуарами" - композицию из двух кукольных головок, разместившихся на чашах весов, или "Богородицу", чей сине-белый нимб при ближайшем рассмотрении оказывается осколками посуды и соседствует с перламутровыми блестками и веточками соломы, или "Автопортрет" 1985-го года - наряженную в удмуртский костюм куклу в человеческий рост с голубой птицей-чучелом на голове. Героями работ Параджанова становятся Мэрилин Монро - не блестящая дива, а печальная девушка с золотой блесткой на щеке, Пушкин с лицом Высоцкого (эта работа была создана вскоре после смерти актера), Чаплин, Маяковский, Лиля Брик.

Здесь же показывают эскизы к картинам в виде коллажей, предметы быта и архивные фотографии.

Одна из самых грустных страниц творчества Параджанова-художника - работы, созданные во время его четырехлетнего заключения (режиссера, не ладившего с властями и открыто выступавшего против массовых политических арестов на Украине, обвинили в изнасиловании и мужеложестве).

Наколка с Джокондой на спине одного из заключенных превращается у него в серию работ, где лицо Моны Лизы постоянно множится, разрезается - так, как меняется изображение на движущемся теле. В соломенной фигурке-автопортрете "Вор никогда не станет прачкой" режиссер предстает бородатым дворником, печальные натюрморты складывает из высохших цветов, вертолетиков и нехитрых вещей, присланных бандеролью родными.

К этим работам, возвращавшимся так же бандеролями обратно, Параджанов относился с большой заботой: "Я завидую тебе, что у тебя собрались все мои работы. Я их на свободе не смог бы создать. Я их высоко ценю и скучаю по ним", - говорится в одном из его писем ко второй жене Светлане Щербаковой, а в другом звучит признание: "Тебе, Светлана, кажется, что я купец и старьевщик (ветошник). Да, это так. Я выражал свое внимание к людям через вещи. Это, вероятно, еще один порок". В конце концов, Параджанов родился в семье тбилисского антиквара и вкус к старым вещам и склонность к собирательству, по-видимому, впитал в детстве.

"Он всегда знал себе цену. Даже тогда, когда о музее не было и речи, говорил знакомым - возьми работу, потом продашь в мой музей, - рассказал на выставке фотограф, директор Музея Параджанова в Ереване Завен Саркисян, который был близко знаком с художником, собирал, покупал, хранил его произведения и много его снимал. - Это был удивительный человек, не похожий ни на кого. Мы ходили и смотрели на него, раскрыв рот. Он повсюду притягивал людей, как магнит".

На снимках Саркисяна, попавших в фотографическую часть экспозиции, посетители могут увидеть нарядную, пеструю комнату художника, рабочие моменты, съемки фильмов "Ашик Кериб" и "Цвет граната". Здесь же - его портреты, постановочные фото, кадры из жизни.

Выставка, первая после объявления о новой концепции развития выставочного объединения "Манеж", открывается 21 сентября, в День независимости Армении - вместе в Грузией и Украиной одной из "трех родин" художника, где он жил и работал.

В "Манеже" будет Бэнкси вместо меда и шапок >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала