МОСКВА, 20 сен - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Торжественная церемония открытия памятника легендарной актрисе Вере Пашенной, в которой приняли участие ведущие артисты Малого театра, прошла в четверг на Новодевичьем кладбище в Москве.
Согласно собственному желанию, Пашенная была похоронена рядом с мужем, артистом Малого театра Владимиром Грибуниным. До недавнего времени на их общей могиле была установлена только памятная доска. Поставить здесь памятник предложил худрук театра Юрий Соломин, учившийся у Пашенной, а воплотил эту идею в жизнь художник Валентин Шихарев. Перед ним стояла задача создать общее надгробие Пашеннной и Грибунина, при этом, согласно завещанию актрисы, в оформлении памятника должна присутствовать копия ее факсимиле. Шихарев представил памятник в виде строгой простой стелы. Открытие памятника было приурочено к юбилейной дате - в этом году российские театралы отмечают 125 лет со дня рождения великой актрисы.
На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали артисты и сотрудники Малого театра. Речи в память о великой актрисе произнесли заместитель художественного руководителя Малого театра, театральный критик Вера Максимова, артисты Виталий Коняев и Василий Бочкарев.
"Какое счастье, что мы, студенты, поступившие в училище в 1960 году, успели еще два года видеть Пашенную на сцене - в "Каменном гнезде", в "Грозе", - сказал Бочкарев. - У Александра Ленского и других "стариков" Малого театра она переняла секрет гипнотического воздействия на зрителя. Она была действительно живой актрисой, в ней был артистизм, а кроме того - внутренняя сила и убежденность в том, что она делает".
По словам актера, Пашенная уделяла огромное внимание воспитанию личности артиста и говорила: "Самое великое творчество - приобщать к любимому искусству молодых".
"Вера Николаевна соединяла в своем творчестве традиции великих актрис Малого театра - Марии Ермоловой и Ольги Садовской", - сказал Бочкарев.
Вера Николаевна Пашенная родилась в конце XIX века в актерской семье, училась в Московском театральном училище, была ученицей одного из лидеров Малого театра, реформатора Александра Ленского. С 1907 года Пашенная стала актрисой Малого театра. Сыграла множество ролей, в основном, в бытовых драмах и комедиях, создав целую галерею образов девушек и женщин из народа. Играла в пьесах Островского, Лизу в "Горе от ума" Грибоедова, в 20-х годах - в пьесах Горького. Участвовала Пашенная в спектаклях и других театров - театра Корша, МХТ. Вернувшись в Малый в 1924, она сыграла множество ролей в советских пьесах, в том числе и Любовь Яровую в пьесе Тренева.
Среди ее поздних ролей - Васса Железнова в одноименном спектакле по Горькому, Кабаниха в "Грозе". Помимо актерской деятельности, Пашенная много занималась педагогикой, руководила Студией Малого театра, была профессором в Театральном училище им. Щепкина.