МОСКВА, 18 сен - РИА Новости. Первый проект бюджета правительства Дмитрия Медведева вызвал резкую критику президента РФ Владимира Путина, поскольку не учел в полной мере его майские указы. Президент предложил самым серьезным и внимательным образом обсудить бюджетные проблемы. Правительство, как и планировало ранее, соберется в четверг для рассмотрения основного финансового документа страны.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Обнесенные драйверы роста
В мае 2012 года, сразу после вступления на пост главы государства Путин дал новому правительству целый ряд амбициозных поручений. В частности, правительство РФ должно в течение ближайших шести лет принять меры для повышения производительности труда в России в 1,5 раза, создания 25 миллионов модернизированных рабочих мест, а также увеличения доли наукоемкой продукции в общем объеме ВВП России на 30%. Также президент определил пакет государственных программ, которые правительство должно утвердить к концу текущего года. В частности, речь идет о госпрограммах "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Культура России", "Социальная поддержка граждан", "Развитие науки и технологий" и "Развитие транспортной системы".
Первые поручения Путина на посту президента России. Реакция, комментарии >>
Характерно, что проект закона о федеральном бюджете на 2013-2015 годы предполагает рост госрасходов на социальную политику, национальную оборону и безопасность, как требовал предыдущий президент, ныне премьер-министр Медведев, а вот расходы на национальную экономику, образование, здравоохранение и культуру будут снижаться.
Бюджетное послание Путина на 2013-2015 годы >>
"Если все там так и оставить (в проекте бюджета), как в проекте изложено, то и другие пункты этих указов (президентских указов, подписанных Путиным сразу после вступления в должность президента) исполнены быть не могут. Я уже это вижу, а они должны быть исполнены. Поэтому предлагаю сегодня поговорить самым серьезным и внимательным образом по проблемам, ради обсуждения которых мы сегодня собрались", - сказал Путин, открывая совещание во вторник в Сочи по проекту федерального бюджета на 2013-2015 годы.
Путин отметил, что самым внимательным образом изучил предложенный Минфином проект федерального бюджета, подготовка которого является сложной и очень ответственной работой. Вместе с тем он обратил внимание, что ряд поручений правительству, которые были сформулированы в его первых указах после вступления в должность президента, не были выполнены, а представленный вариант бюджета ставит под сомнение выполнение и других положений этих указов.
"Все выступали за то, что образование, медицина, наука должны получать приоритет вложений, как драйверы инновационного роста, а получается, что они оказались потерпевшими в бюджетных битвах. Остается не так много времени, несколько недель, придется идти на определенный компромисс", - прокомментировал ситуацию агентству советник Института современного развития Никита Масленников.
Перекошенное лицо российского бюджета
"Президенту надо было соглашаться на этот бюджет хотя бы. Он и так нереалистичен, но не такой нереалистичный, по сравнению с тем, что ему представят в соответствии с пожеланиями", - считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Он пояснил, что, по его мнению, невозможно подстроить бюджет под выполнение всего обещанного. "Чем дальше, тем будет хуже, это еще цветочки, то, что сейчас не выполняется. Когда пойдут основные макропоказатели 2015 года, я уже не говорю о 2018 годе, картина будет совсем неприглядная. Минфин более реалистично это все оценивает", - добавляет Николаев.
С ним соглашается и Масленников. "Каждый из указов имеют достаточно четкую размерность, ее можно просчитать, они влекут некую перегруженность бюджета новыми и неотменяемыми обязательствами", - отмечает он. Масленников добавляет, что уже сейчас внутри сверстанного проекта бюджета много перекосов. "Там есть форсированный рост соцрасходов на пике кризиса, эхо долго еще будет давать о себе знать, есть и оборонные расходы - тоже серьезная гиря на бюджетных ногах... Кроме того, надо заверстывать резервные позиции", - перечисляет обязательства эксперт.
По его мнению, добавлять новые к ним надо с большой осторожностью, тем более что будет кризис или нет, а новых источников доходов для российского бюджета не предвидится пока в любом случае.
"Бюджет формировался с трудом, было большое количество амбициозных проектов, а структура (бюджета) в целом далека от совершенства", - в свою очередь заметил научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики" Евгений Ясин.
Кризис не за горами, а обещали счастье
"Проблема во многом в том, что все-таки указы от 7 мая были приняты в несколько другой ситуации, они остаются как нормативные документы, как руководство к действию, это публично взятые на себя обязательства президента... А тем не менее ситуация в том числе в мировой экономике меняется, большинство развитых и развивающихся стран принимают решения характерные для предкризисных ситуаций. Торможение мировой экономики налицо, на нас это тоже сказывается", - говорит Масленников.
Николаев считает, что тут явный недоучет того, что будет происходить в экономике. "Мировая экономика вползает в новую волну кризиса, российская экономика тормозит, и к концу года расти перестанет. Наобещали много, и может быть и был бы шанс это выполнить, если бы экономика росла прилично, а она встает", - подчеркивает он.
В принципе, такого же мнения придерживается и Минэкономразвития. Согласно его форсированному сценарию развития, выполнить указы президента возможно только в том случае, если российская экономика будет расти темпами выше 6% в год - примерно по 7%. В этот же прогноз заложен и существенный рост госинвестиций и, соответственно, более высокий дефицит бюджета, чем в тех проектировках на 2013-2015 годы, которые формируются на данный момент, а приток капитала должен начаться со следующего года, а к 2015-му ускориться до 80 миллиардов долларов в год. Базовый прогноз министерства по России от идеального отстает весьма существенно: рост ВВП на уровне 3,5-4,5% в ближайшие три года, а приток капитала только с 2014 года на уровне 30-40 миллиарда рублей.
Ряд поручений касался роста социальных обязательств государства: Путин поручил правительству обеспечить увеличение к 2018 году реальной зарплаты в 1,4-1,5 раза, принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение зарплаты достижениями конкретных показателей качества работы.
"Президентские выборы совпали с формированием бюджета, президент выдвигал мощные требования... Сегодня президент выразил свое недовольство, можно было бы потратить больше, но с моей точки зрения это неправильно, потому что инфляция будет выше, чем ожидалось", - отмечает Ясин.
Эксперты считают, что если нагрузить бюджет дополнительными обязательствами, неопределенная ситуация в российской экономике станет еще более неопределенной. С одной стороны рост госрасходов на прямое увеличение зарплат спровоцирует скачок инфляции, а рост инвестрасходов из государственной кубышки забьет здоровую конкуренцию на корню. Да и сам бюджет станет уязвимым к колебаниям в экономике: чем больше обязательств он на себя взвалит, тем сложнее будет маневрировать имеющимися ресурсами во время кризиса.
Профессионалы в легком весе
Впрочем, аналитики сошлись не только во мнении насчет гибельного дыхания грядущего кризиса и повышенных ожиданий россиян, но и высказали сомнения в качестве новоявленного бюджета. Один из них вспомнил крылатую фразу о том, что после всех согласований арабский скакун станет двугорбым верблюдом, как собственно и получилось с бюджетом страны.
"Разговор о том, что пора вводить жесткое бюджетное правило шел давно, все власти с этим согласились. Правда, согласившись, тут же заявляли, что у каждого правила будут исключения, если расходы надо увеличить на благие инновационные дела, проекты по модернизации... То есть одной рукой правило устанавливаем, а другой его границы сдвигаем", - сетует один из экспертов.
В свою очередь Масленников отмечает, что здесь речь идет "о неком снижении качества управления госфинансами, по сравнению с правительством Путина, когда вице-премьером был Кудрин, когда эта команда работала".
"Хотя нынешний министр финансов выходец из этой команды, профессиональный человек, но, видимо, его политического веса недостаточно, чтобы отбиться от всяких разных наездов на бюджетную конструкцию. Гораздо больше перекосов приходится преодолевать во время бюджетного процесса... бюджет формировать Минфину стало гораздо сложнее", - отмечает эксперт.
Еще один упрек президента бюджет-2013 заслужил за то, что в нем не была учтена пенсионная реформа. "Как вы бюджет-то считаете на следующий и последующие годы, не решая одну из ключевых задач экономики?", - заявил Путин, обращаясь к участникам совещания по проекту федерального бюджета на 2013-2015 годы.
Николаев считает, что это вопрос к тем, кто составлял и кто подписывал указы. "Когда по указам у нас концепция пенсионной реформы должна быть представлена к 1 октября, чиновничий аппарат работает таким образом, что именно к 1 октября, и не днем раньше, она будет представлена", - отмечает он.
По мнению Николаева, срок исполнения этого поручения необходимо было ставить раньше, учитывая то, что проект бюджета должен быть подготовлен к концу сентября. Поэтому концептуальные наработки по пенсионной реформе должны были появиться как минимум на месяц раньше.
Однако, несмотря на нестыковки, кризис и амбициозные задачи эксперты считают, что непримиримых противоречий между президентом и правительством не возникнет. Пусть остается не так много времени, чтобы уложиться в рамки бюджетного процесса, но если дружно налечь на бюджет, то привести все расходы к единому знаменателю можно. Потому как в то, что бюджет так и останется несогласованным между ветвями российских властей, не верит никто из аналитиков и экспертов.