Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
16 сентября исполняется 60 лет знаменитому актеру Микки Рурку, чья жизнь — готовый сценарий для остросюжетного фильма. В России у этого анфан террибль американского кинематографа много преданных поклонников.
Секс-гуру
Отечественная публика прежде всего помнит Рурка как секс-символ 80-х. В СССР, в котором, как известно, "секса не было", появление на волне перестройки мелодрамы "Девять с половиной недель" произвело эффект разорвавшейся бомбы. Картина поразила воображение аудитории, которая с придыханием следила за персонажами Микки Рурка и Ким Бесинджер по имени Джон и Элизабет, довольно откровенно воплотивших на экране дикую страсть двух любовников.
Независимым брутальным характером и агрессивной непредсказуемостью персонаж Рурка во многом перекликался с героем Адриано Челентано в "Укрощении строптивого". Но если итальянская картина была выдержана в юмористическом ключе, то "Девять с половиной недель" были своего рода эротическим триллером.
Необычность ленты — не только в откровенных сценах любви: герой то сладострастно водил кусочком льда по обнаженному животу партнерши и ел клубнику с ее тела, то, как безумный, овладевал ею в грязной подворотне под проливным дождем, но и в отсутствии сюжета как такового.
Главными в ленте были эмоции, бурно переживаемые мужчиной и женщиной, причем герой вел себя подобному дикому животному, магнетически манипулируя и завораживая своими причудливыми фантазиями, казалось бы, прагматичную и довольно рациональную героиню Бесенджер.
В США встретили фильм более чем прохладно, представив его сразу на три номинации антипремии "Золотая малина" — за худший сценарий, худшую оригинальную песню и худшее исполнение женской роли. Что же касается эротических сцен из фильма, которые навсегда стали визитной карточной "Девяти с половиной недель", то они породили в американском комедийном кино массу пародий. В одной из них, например, главный герой жарил на животе у любимой яичницу.
Но на европейцев необычные "кулинарные" экзерсисы Рурка произвели впечатление. Искушенные в киноэротике французы несколько лет показывали в кинотеатре на Елисейских Полях ленту с Рурком и Бесинджер. Его даже сравнивали с другим знаменитым секс-символом мирового кинематографа, Марлоном Брандо.
Что уж говорить о неискушенном "клубничкой" советском зрителе, для которого лента стала своего рода видео-камасутрой, а сам актер — иконой для миллионов женщин. Даже скандально нашумевшая впоследствии "Маленькая Вера", первый советский фильм, в котором был показан секс, по художественности своих выразительных средств и исполнительскому составу проигрывал быстро ставшим культовым фильмом "Девять с половиной недель", как проигрывают "жигули" по сравнению с "мерседесом".
Статус мачо за Рурком окончательно закрепила картина "Дикая орхидея", в котором загадочный и очень сексуальный миллионер соблазнял красавицу в исполнении Кэрри Отис.
Любер из предместья Майами
Мужская часть аудитории оценила Филиппа Андре (это настоящее имя актера) совсем за иные качества. Несмотря на свою несколько слащавую внешность, Рурк был и остается харизматичным бойцом, которого воспитала улица.
Парень из неблагополучной семьи, жившей в бедном пригороде Майами, он с 12 лет начал заниматься боксом, чтобы отомстить отчиму за постоянные подзатыльники. Молодой спортсмен проводил немало времени в криминальных разборках и даже приторговывал наркотиками. Завязал он со столь опасной жизнью только после одной перестрелки, в которой его едва не убили.
Представьте себе агрессивного любера, который вдруг решил бросить качалку и уличные драки, чтобы попробовать свои силы в кино, и вы отчасти поймете, что такое Рурк для многих зрителей в нашей стране. Настоящий мужик, одним словом. Надежный и немногословный. Ну, а то, что пьет и кого-то бьет, так кто же не без греха?
Впрочем, бурная молодость только обогатила творческий багаж актера. В фильме "Высший пилотаж" он со знанием дела сыграл повара, изготавливающего наркотики, а в картине "Город в страхе" — зловещего серийного убийцу.
От байкера до рестлера
Надо отметить, что Рурк, который уважительно относится к актерской системе Станиславского, практически в каждой своей роли играет во многом себя. Например, в "Пьяни" он весьма убедительно изобразил талантливого, но спивающегося писателя, который зарабатывает себе на жизнь участием в уличных драках, где на него делают внушительные ставки.
Неумеренная выпивка, семейные скандалы, наркотики и страсть к мордобою долгое время были фирменными "фишками" актера, который после своих "гламурных" ролей несколько подустал от свалившейся на него звездности. В начале 90-х Рурк вернулся в профессиональный бокс, проведя за три года ряд боев в полутяжелом весе. Он не потерпел при этом ни одного поражения, а три поединка закончил техническим накаутом соперника.
Показательна байка о том, как однажды Микки Рурк и Жан-Клод Ван Дамм отправились в бар. Во время массовой драки Ван Дамм, демонстрирующий на экране великолепное владение приемами восточных единоборств, спрятался за спину Рурка, и тот отбивался от нападавших кулаками в одиночку.
Ровно так же дрался на экране, например, его герой, байкер Харли в культовой ленте "Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо", ставшей гимном благородной мужской дружбы.
Впрочем, Рурк все же одиночка, не похожий ни на кого, в том числе и на того же Брандо. Полуспившийся, растерявший славу и даже свое когда-то красивое лицо, изуродованное профессиональным боксом и пластическими операциями, актер несколько лет назад нашел в себе силы вернуться в большое кино.
Роль профессионального борца Рэнди Робинсона в картине "Рестлер" стала не только его первой крупной работой за многие десятилетия, но и крупным личным успехом, удостоившись нескольких кинематографических наград и номинации на премию "Оскар" как лучшего актера.
Что будет с Микки дальше — пожалуй, не знает никто, кроме него. Одно можно сказать: тихая жизнь пенсионера Рурку не грозит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции