АТОМОХОД "РОССИЯ", 14 сен - РИА Новости, Анна Юдина. Чтобы накормить более сотни членов экипажа и 50 человек экспедиции, они – виртуозы сковородок и кастрюль - каждый день нарезают несколько десятков килограммов салата, варят в огромном чане суп и пекут, как минимум, три сотни пирожков и 18 здоровенных буханок хлеба. Моряки шутят, что шеф-повар на любом судне - второй после бога. Камбуз - особое место, где всегда поддерживается безукоризненная чистота и аппетитно пахнет свежей сдобой.
На "России" поваров четверо, включая одного пекаря, и два помощника-камбузника. Работают посменно, по три человека, вставать приходится и в семь, и в шесть утра, рассказывает повар третьей категории, пекарь Лидия Волина.
Дневник арктической экспедиции: первые дни на борту "России" >>
"Свои секреты есть у каждого повара, и повторить их по большей части невозможно. Я все делаю на глазок, а если начну по рецепту делать, так, наверное, и не получится уже, - рассказывает Лидия Владимировна, ловко разделяя на порционные кусочки тесто для пирожков. - Тесто делаю послаще, чуть менее крутым, чем для хлеба, чтобы не расходились. Добавляю сухое молоко, кефир, маргарин, яйца. В начинку идет жареная капуста с яйцом, луком и морковкой, немного зелени и перца. В белый хлеб, например, помимо муки и воды, идет только кефир, соль и сахар".
На 18 больших ледокольных буханок, которые гораздо объемистее и ноздреватее, чем в любом магазине, уходит примерно 16 килограммов теста. Замешивается тесто не вручную, а в двух чанах, перемешивает его машина, но вот по формам раскладывать приходится уже пекарихе.
Хлеб печется не менее часа, пирожки и булочки - естественно, меньше. Степень готовности определяется на опытный глаз, так как печи в камбузе не автоматизированные, жар дают большой и хороший; следить за выпечкой приходится внимательно - чтобы не сгорела. Особенно хлопотно готовить бисквиты, у которых и рецептура посложнее, и приготовление подольше. Правда, такую вкуснятину готовить приходится все-таки реже - например, грядет выпечка здоровенного торта к открытию новой дрейфующей станции. В день подъема флага на СП-40 торт вынесут и торжественно вручат полярникам в качестве подарка от моряков-ледокольщиков. Это уже стало целой традицией.
Лидия Волина, по ее собственному выражению, "на пароходах" работает с 1980 года. Более того, и ее дочь раньше трудилась поваром на "России", а теперь готовит на атомоходе "50 лет Победы". А сын Лидии Владимировны кашеварил в Мурманском морском пароходстве, а теперь трудится на самоходных буровых платформах. "Настоящая династия", - смеется Волина.
Кстати, семейственность отразилась еще на одном труженике морской кухни: Виталий Чугунов (в момент моего посещения камбуза он молчаливо нарезал овощи) работает на "России" вместе с отцом Александром Чугуновым. Чугунов-старший ходит на "России" боцманом.
Арктическая экспедиция: Будни и праздники моряков >>
"Раньше на "Победе" работал, с туристами на Полюс ходили. Интересный опыт общения получился", - рассказывает Виталий, поправляя тыльной стороной ладони белую поварскую шапочку. В руке у него нож, на полу ведерко с чесноком. И это еще ничего: рядом уже стоит ведро с начищенным луком.
В это самое время повар второй категории Алла Боброва дорезает в здоровенную лохань овощной салат и начинает заправлять его сметаной. Получается больше десяти килограммов. В углу в большом баке кипит суп, где уже плавает нарезанный картофель и куриные окорока. Запах наваристого бульона распространяется по всему помещению, дразнит и напоминает, что близится время обеда.
"Сейчас еще зелень добавим - и будет нормально. Я-то на "России" недолго работаю, всего четыре года. Вы вот Тамару расспросите, у нее опыт богатейший. Вы в каком издании работаете? Я родным напишу, чтобы в интернете сюжет про нас поискали. Приятно же все-таки!", - говорит Алла Боброва.
Повар первой категории Тамара Ткач действительно долго работает на атомоходах. На "России" - 11 лет, до этого лет пять на "Вайгаче", а в самом начале - на "Ленине". У каждого свои пути на атомоход, говорит она, но если голова на плечах есть, и работать умеешь, то в любом месте можно нормально трудиться.
"Знаете, я даже не задумывалась над тем, что здесь трудно или тяжело, что полегче. Качает и трясет? Ну, так нам-то что, камбуз на нижней палубе, у нас тут не очень заметно. Дело немного в другом. Результаты нашего труда всегда на виду. Если что-то неправильно сделал - тут же видно, не спрячешь. И, конечно, всегда приятна похвала сытого человека, искренне воздавшего должное нашему труду", - рассказывает Ткач.
Над пресловутой ледокольной экзотикой, так притягивающей туристов, журналистов и просто зевак, женщины добродушно посмеиваются. Море уважают, но возвращения на берег все-таки ждут с нетерпением. Полярников любят за вежливость и за то, что те всегда все съедают без остатка и нахваливают. Многих из тех, кто сейчас едет на ледоколе дрейфовать, помнят по позапрошлому году, когда высаживали СП-38. Например, в числе старых знакомцев - повар станции Дмитрий Митьковец, который уже не раз спускался в камбуз потолковать с коллегами на профессиональные темы.