После Бородинского сражения русская армия отошла к Москве, на Воробьевых горах была избрана оборонительная позиция для новой генеральной битвы с войсками Наполеона. 13 сентября (1 сентября по старому стилю) русские войска стали занимать позиции, но ряд генералов и штабных офицеров высказали главнокомандующему свое сомнение в целесообразности боя при имеющемся ресурсе и настоящем состоянии армии.
Кутузов вынес этот вопрос на обсуждение военного совета, созванного вечером того же дня. На совете было решено не давать сражения и оставить Москву без боя. Вот несколько документальных свидетельств этих событий и решений. Кроме них – рескрипт Александра Первого Михаилу Илларионовичу Кутузову о производстве его в чин генерал-фельдмаршала за сражение при Бородине, а также один из последних документов, продиктованных Багратионом: переживая смертельную болезнь русский генерал заботился о представлении к награде своих отличившихся в Бородинском сражении подопечных.
***
1812 г. августа 31.
№ 83
Письмо М.И. Кутузова В.С. Ланскому о предстоящем сражении под Москвой
Армия остановилась под Москвою с неприятелем. Хотя я имею надежду на поверхность, но участь у оружья бывает непостоянная.
***
1812 г. августа 31
Вязема
Приказание М.И. Кутузова А.П. Ермолову представить сведения о численном составе 1-й Западной армии и отправить приемщиков для принятия прибывающего пополнения
Его светлость поручил мне доложить вашему превосходительству, чтобы немедля никак доставлены были рапорты о состоянии наличного числа людей в корпусах 1-й армии, равно и нарядить сегодня же приемщиков из полков для принятия на укомплектование из полков, которые имеют прибыть сегодня из Москвы; приемщики же должны ожидать у главной квартиры его светлости.
Полковник и кавалер князь Кудашев
***
1812 г. августа 31
Санкт-Петербург
Рескрипт Александра I М.И. Кутузову о производстве его в чин генерал-фельдмаршала за сражение при Бородине
Князь Михайло Ларионович!
Знаменитый ваш подвиг в отражении главных сил неприятельских, дерзнувших приблизиться к древней нашей столице, обратил на сии новые заслуги ваши мое и всего отечества внимание.
Совершите начатое столь благоуспешно вами дело, пользуясь приобретенным преимуществом и не давая неприятелю оправляться. Рука господня да будет над вами и над храбрым нашим воинством, от которого Россия ожидает славы своей, а вся Европа своего спокойствия.
В вознаграждение достоинств и трудов ваших возлагаем мы на вас сан генерал-фельдмаршала, жалуем вам единовременно сто тысяч рублей и повелеваем супруге вашей, княгине, быть двора нашего статс-дамою.
Всем бывшим в сем сражении нижним чинам жалуем по пяти рублей на человека.
Мы ожидаем от вас особенного донесения о сподвизавшихся с вами главных начальниках, а вслед за оным и обо всех прочих чинах, дабы по представлению вашему сделать им достойную награду.
Пребываем вам благосклонны,
Александр
***
1812 г. августа 31
Распоряжение А.П. Ермолова по войскам 1-й Западной армии о подготовке к сражению под Москвой
Не безизвестно каждому из начальников, что армия российская должна иметь решительное сражение под стенами Москвы: каждой из начальников должен употребить возможное усилие к приведению в устройство частей войск подчиненных.
По случаю перемены многих начальников после сражения 26-го числа, получившим новые части в свое командование господам начальникам быть непременно при своих местах неотлучно. Деятельность и усердие могут единые обеспечить успехи.
удивлением замечено, что доставляемые в полки самовольно отлучающиеся люди приемлются без наказания и поставляются в ряды между храбрыми воинами никогда из оных не выходящими, как с честию и славою. Всех таковых наказывать при полках строго.
Генерал-провиантмейстеру быть безотлучно при главной квартире 1-й армии.
Корпусным комиссионерам требовать продовольствие войскам на четыре дня, также винную и мясную порцию и недостатком отнюдь не отговариваться.
Начальник Главного штаба 1-й армии
генерал-майор Ермолов
***
1812 г. сентября 1
Предписание П.И. Багратиона исполняющему должность дежурного генерала штаба армии полковнику С.Н. Марину о представлении для награждения списков отличившихся в сражениях 24 и 26 августа
Оставив армию, высочайше мне вверенную, для излечения раны, полученной мною в сражении, предоставил я его светлости господину главнокомандующему всеми действующими армиями князю Голенищеву-Кутузову по собрании всех списков об отличившихся в сражениях бывших против неприятеля 24-го и 26-го августа сделать свое рассмотрение о награждении оных, а потому и предписываю вам немедленно дать знать всем гг. корпусным начальникам, чтоб они, собрав все таковые списки, по изготовлении отправили оные уже прямо к его светлости.
С подлинным верно.
Генерал-аудитор Маевский
***
1812 г. сентября 1
Фили
Письмо М.И. Кутузова Ф.В. Ростопчину об оставлении Москвы
Милостивый государь мой граф Федор Васильевич! Неприятель, отделив колонны свои на Звенигород и Боровск, и невыгодное здешнее местоположение принуждает меня с горестию Москву оставить. Армия идет на Рязанскую дорогу. К сему покорно прошу ваше сиятельство прислать мне с сим же адъютантом моим Монтрезором сколько можно более полицейских офицеров, которые могли бы армию провести через разные дороги на Рязанскую дорогу.
Пребываю с совершенным почтением, милостивый государь мой, вашего сиятельства всепокорный слуга
князь Голенищев-Кутузов
Источники: М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. IV. Ч. 1. М., 1954.;
Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., 1962.