Михайловский театр в четверг открывает 180-ый сезон - зрители увидят балет "Жизель" с участием Полины Семионовой и Марсело Гомеса; оперный сезон начнется 20 сентября с "Бала-маскарада" Верди. РИА Новости публикует справочную информацию о театре.
История Михайловского театра началась с выбора архитектора здания. Александр Брюллов строил здание, вписывая его в уже сложившийся ансамбль площади Искусств. Зодчий создал «волшебную шкатулку»: о том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина. 8 ноября 1833 года театр открыл свои двери для первых зрителей.
Театр и дворец, носящие имя великого князя Михаила Павловича, со временем стали прочно ассоциироваться с изящными искусствами. В 1859 году архитектор Альберт Кавос, отвечающий за городские музыкальные театры, перестраивает здание, расширяет сцену и надстраивает ярус в зрительном зале: театр становился все более популярным. Именно во время этой перестройки в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто "Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества".
В то время в театр съезжался весь петербургский свет, включая императорскую семью. На сцене выступали французская и немецкая труппы, а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус.
После 1917 года история театра стала более драматической, но не менее насыщенной. После революции иностранные актеры были вынуждены покинуть страну - для Михайловского театра остро встал вопрос формирования собственной труппы.
6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году театр получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921-м он был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). В 1930-е годы балетную труппу возглавил выдающийся артист и хореограф Федор Лопухов.
Одновременно с этим театр становится некой "лабораторией по созданию советской оперы". На его сцене впервые были поставлены оперы "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, а также новаторская "Пиковая дама" Всеволода Мейерхольда. После войны Малый театр оперы и балета продолжил сотрудничество с современными композиторами, поставив "Войну и мир" Сергея Прокофьева.
Со временем все большую роль в театре стали играть не театральные режиссеры, а известные дирижеры: Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг.
В 1989 году театру было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского, а на сцене главенствующую роль заняла русская классика: "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.
С 2001 года историческое название — Михайловский театр — возвращается на первый план и в официальном наименовании добавляется к существовавшему с 1991 года: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр.
Сегодня театр, сохраняя верность вековым традициям российского музыкального театра, стремится держать руку на пульсе современного мирового театрального процесса.
По инициативе и на личные средства нового директора Михайловского театра, предпринимателя В.А. Кехмана в рекордно короткие сроки был произведен ремонт здания. Проект бизнесмена положил начало значительным изменениям в творческой жизни театра: в 2007 году по приглашению генерального директора пост художественного руководителя балета занял народный артист России Фарух Рузиматов, оперную труппу возглавила звезда мировой сцены Елена Образцова.
С июня 2009 года началось тесное сотрудничество Михайловского театра и знаменитого европейского музыканта Петера Феранеца, который до декабря 2011 года занимал пост музыкального руководителя и главного дирижера театра. С 1 января 2012 года на эту должность был приглашен Михаил Татарников.
С октября 2009 года балетную труппу театра возглавлял Михаил Мессерер, один из самых известных и востребованных балетных педагогов в мире, начавший свое сотрудничество с театром в качестве главного балетмейстера. С 1 декабря 2011 года он занимает пост главного приглашенного балетмейстера театра.
1 января 2011 года приступил к работе новый художественный руководитель балетной труппы знаменитый испанский хореограф Начо Дуато.
В настоящее время Фарух Рузиматов и Елена Образцова продолжают свое сотрудничество с Михайловским театром в качестве советников генерального директора по художественным вопросам.
Залогом успеха и качества спектаклей текущего репертуара является работа педагогов-репетиторов: Алла Осипенко, Евгений Попов, Светлана Ефремова и многие другие прославленные артисты делятся собственным опытом и секретами мастерства с молодыми солистами театра. В театре регулярно проводятся балетные мастер-классы ведущих педагогов Европы и Америки. С балетной труппой Михайловского театра работали Сирил Атанасофф, Дженнифер Губэ, Жильбер Майер.
Приоритеты репертуарной политики Михайловского театра — классические шедевры отечественного и зарубежного музыкального театра. Особый акцент делается на важнейших произведениях европейского оперного и балетного театра XIX-XX века, до сих пор еще не представленных на российской сцене. Значительное внимание уделяется расширению детского репертуара театра.
Австралийская Кармен в Михайловском театре - фотолента РИА Новости >>
С 1 января 2012 года пост музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра занял Михаил Татарников. Вскоре, впрочем, театр возобновил сотрудничество и с дирижером Василием Петренко: в июле 2012 года с огромным успехом под его руководством прошла премьера концертного исполнения оперы "Кармен". 18 июля 2012 года Василий Петренко стал главным приглашенным дирижером театра.