Минэкономразвития РФ выступило против введения системы лицензирования перевозок спирта в виде, предложенном Росалкогольрегулирования (РАР). Опрошенные агентством "Прайм" эксперты сочли новацию нужной, прежде всего, для борьбы с нелегальным спиртом, но не до конца продуманной.
Цистернам - да, канистрам - нет
Речь идет о проектах приказов, регулирующих требования к техсредствам для перевозки этилового спирта и оборудовании для учета объема спирта, устанавливаемого на эти техсредства.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По оценке министерства, в случае принятия приказов в нынешней редакции любое количество спирта придется перевозить в автомобильных цистернах вне зависимости от расстояния. В Минэкономразвития считают, что это поставит под удар предприятия, которым нужен малый объем спирта. Объем закупок таких предприятий в 90% случаев варьируется от 5 до 150 декалитров (дал) в год. Как правило, доставка у них осуществляется бочками, канистрами и т.п.
Покупатель, приобретающий 5 дал (50 литров) этилового спирта, будет вынужден заказать для перевозки целую автоцистерну, констатируют в министерстве. Компаниям придется либо закрыться, либо закупать нелегально произведенный спирт, полагают чиновники.
РАР также требует оснащать транспорт для перевозки спирта уровнемерами, чтобы передавать данные в ЕГАИС. Однако они нормально работают лишь в стационарных емкостях, при движении возможны колебания уровня, отмечают в министерстве. Следует обсудить, какими могут быть допустимые погрешности, а с учетом этого – нужны ли уровнемеры вообще.
Продумали, но не все
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом согласны, что регулирование перевозок спирта нужно, прежде всего, для борьбы с нелегальным производством. По данным директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в 2011 году в России было продано 153 миллиона дал водки и ликероводочной продукции.
"Для такого объема, по моим оценкам, потребовалось бы минимум 60 миллионов дал спирта, но официально было произведено лишь 38 миллионов дал. Из них спирт шел и на медицинские цели, для крепления вина, в пищепром и т.п. Получается, что более 50% спирта берется непонятно откуда", - рассуждает эксперт. С учетом того, что Россия не импортирует этиловый спирт, для обеспечения всех потребностей экономики РФ необходимо минимум 85 миллионов дал спирта в год, из них 45-47 миллионов тонн производится нелегально, делает вывод он.
В этой ситуации РАР предложил свой способ контроля над алкогольным рынком, у Минэкономразвития возникли определенные уточнения. "Но осталось много неясного – если, например, разрешить оборот канистр по 200-300 литров, где гарантия, что таким образом в десяти канистрах не перевезут 2000 литров? Снова неучтенный объем", - сетует Дробиз.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров напомнил, что сейчас Минэкономразвития и РАР ведут консультации по деталям приказов. "Оба ведомства изменят позиции довольно быстро - новые варианты документов появятся в течение ближайших недель", - уверен он. Затем приказы должны пройти регистрацию в Минюсте, а потом на их основе можно действовать. Некоторые подготовительные работы уже ведутся, потому что общий тренд понятен, добавил эксперт.
Полный текст статьи читайте на портале экономической информации Прайм Группы сайтов РИА Новости >>