МОСКВА, 12 сен - РИА Новости, Мария Ганиянц. Ярмарка современного искусства "Арт-Москва", которая пройдет с 19 по 23 сентября в столичном ЦДХ, в борьбе за зрителя и покупателя переделывает пространство и активизирует образовательную и деловую программу, рассказал РИА Новости организатор ярмарки, глава компании "Экспо-Парка" Василий Бычков.
Арт-осень 2012 года: гид по главным выставкам столицы >>
В этом году в ярмарке участвуют порядка 40 галерей из России, стран Европы и Азии.
В списке постоянных галерей-участников "Арт-Москвы" - столичные площадки "Триумф", "Файн Арт", Iragui, Frolov и другие. Кубинские художники будут представлены гаванскими галереями La Acacia Gallery и Collage Habana Gallery, принимающими участие в ярмарке не первый год. Также в мероприятии постоянно участвуют галереи Zvono Gallery из Белграда, Knoll Gallery (Вена-Будапешт) и токийская Whitestone gallery.
"Мы сделали очень интересную программу, как деловую, так и образовательную, и изменили внешний облик ярмарки: введен принцип более открытых пространств с небольшим количеством перегородок и с развеской музейного свойства. Для этого галереям значительно увеличили площади и изменили привычную закрытую структуру", - пояснил он, добавив, что, по его мнению, ярмарка по-прежнему остается одним из консолидирующих элементов арт-рынка.
Действительно, нынешняя программа ярмарки, изобилующая спикерами из числа известных галеристов и кураторов, претендует на глобальное освещение проблем арт-рынка и поисков решений существующих проблем. Если все заявленные спикеры - от экс-галериста Марата Гельмана и главы столичного Департамента культуры Сергея Капкова до главы российского офиса Christie's Гая Визи и куратора Маргариты Пушкиной - соберутся, мероприятие получится вполне себе статусным.
Москва contra Vienna
На формирование масштабной программы организаторов "Арт-Москвы", по словам Бычкова, подтолкнуло параллельное проведение венской ярмарки Viennafair, купленной недавно русскими бизнесменами Сергеем Скатерщиковым и Дмитрием Аксеновым, куда не только поехали некоторые русские галереи, но и ушла арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер, покинув "Арт-Москву" всего за пять месяцев до ее проведения.
"То, что "Арт-Москва" и ярмарка в Вене проходят в одно время - большая глупость, и, конечно же, нам это повредило. И так все не просто - и нам тяжело, и рынку. И тут еще подобное параллельное событие, оттягивающее и коллекционеров, и прессу, и создающее недружественную конкуренцию. Мы стараемся не пересекаться с другими международными ярмарками, чтобы дать возможность нашим галереям поехать за рубеж, а иностранным - к нам. А тут ярмарка, которая ориентирована, в том числе, и на наш рынок, нарочно ставится на наши сроки", - считает Бычков.
Ранее Кристина Штейнбрехер объяснила, что подобное решение по срокам было принято исключительно из-за обязательств прежних владельцев, которые российским хозяевам не удалось изменить.
Однако в арт-сообществе высказывалось мнение, что это "месть" владельцев Венской ярмарки за отказ Бычкова продать "Арт-Москву".
Сам Бычков подтвердил, что, действительно, встречался со Скатерщиковым, но уже когда тот купил Венскую ярмарку, и пытался убедить его перенести даты ее проведения. При этом мимоходом обсуждался вопрос возможного приобретения части "Арт-Москвы", но условия, предложенные покупателем, показалась ему неприемлемыми.
Вместе с тем, глава "Экспо-Парка" не скрывает, что "Арт-Москва", начиная с 2008 года - убыточный проект, и от закрытия его удерживает несколько факторов: осознание того, что ярмарка является одним из консолидирующих элементов арт-рынка, а также значимость "Арт-Москвы" для ЦДХ.
"Мы уже подсчитали убытки этого года - они составят порядка 4 миллионов рублей", - сказал Бычков. Во сколько он оценил бренд ярмарки, собеседник агентства не стал разглашать.
Ушли в гламур и не вернулись
Бычков пояснил, что покупательская способность коллекционеров в России пошатнулась во время кризиса. Те коллекционеры, что были, уезжают за границу. Однако, по его мнению, главная причина тяжелой ситуации для рынка современного искусства - в том, что наше общество в целом слабо погружено в современную культуру.
"Тем не менее, мне кажется, что это явление - временное. Получилось так, что поколение 90-х годов потратило ресурсы и влияние на консьюмеризм. Следующее поколение 2000-х могло бы обратить взор на современное искусство, но злую шутку сыграла "гламуризация" общества. Все ушло в гламур и фэшн. Сейчас на фоне бурного развития интернет-технологий подрастает новое поколение, и вот для них современное искусство - естественная среда. Я прогнозирую, что через три-четыре года они будут потребителями современной культуры, в том числе и актуального искусства. Но никто не может дать гарантии, что они предпочтут наших художников. Впрочем, арт-рынку нужна любая покупательская активность", - пояснил он.
Бычков признался, что до сих пор он на 100 процентов не уверен в необходимости проведения ярмарки современного искусства в России.
"Некоторые иностранные ярмарочные эксперименты оказались недолговечными (закрылись ярмарки в Берлине и в Японии), а мы много лет искусственно моделируем ситуацию с "Арт-Москвой", ожидая возврата инвестиций. На сегодняшний день наши инвесторы покупают иностранные футбольные клубы и ярмарки. Но мы надеемся, что они обратят внимание на российское искусство. Я - оптимист и верю, что с приходом нового поколения, для которого современное искусство - не пустой звук, все изменится к лучшему", - признался он.
Единый фронт
Не имея возможности противостоять западу по числу участников и стоимости выставленного искусства, "Арт-Москва" решила выступить единым фронтом, и вместе с Иосифом Бакштейном провести двухнедельник современного искусства под названием Moscow Art Week. Этот коммуникационный проект пройдет с 17 по 30 сентября.
"Мы с куратором Московской международной биеннале Иосифом Бакштейном вынашивали идею проведения Недели искусств довольно давно. Ему было интересно по примеру Ольги Свибловой в промежутках между биеннале делать что-то еще, а нам интересно, чтобы "Арт-Москва" была погружена в активное пространство современного искусства не только во время биеннале. Идея Moscow Art Week была принята другими, и в качестве соорганизаторов к нам присоединились Василий Церетели (ММСИ), Михаил Миндлин (ГЦСИ), Ольга Свиблова (Мультимедиа Арт Музей). Примут участие все: и "Гараж", и "Винзавод", и Arptlay - всего более 30 площадок", - рассказал Бычков.