С 15 ноября свою работу начнет Московская школа нового кино, среди преподавателей которой заявлены режиссеры Андрей Звягинцев, Валерия Гай Германика, Карлос Рейгадес, Сергей Лозница, Василий Сигарев, Борис Хлебников, Бакур Бакурадзе, Николай Хомерики, Илья Хржановский, операторы Павел Костомаров, Алишер Хамидходжаев, Олег Лукичев, Максим Осадчий, писатель Михаил Елизаров, художник Павел Пепперштейн, французский продюсер Жоэль Шапрон и многие другие. Уже сейчас идет прием документов будущих студентов. О том, как школе удалось привлечь всю российскую "новую волну" и как будет происходить обучение на новой площадке РИА Новости, рассказали президент школы Геннадий Костров и художественный руководитель проекта Дмитрий Мамулия. Разбиралась Мария Токмашева.
Как вам удалось собрать все эти имена - режиссеров, сценаристов, операторов, которые ярко заявили о себе в последнее время?
Геннадий Костров (Г.К.): Ответ короткий - чудом. Наша цель - создать атмосферу, ситуацию. Творческий союз между преподавателями и студентами будет основой нашей школы. Ведь знания и навыки можно передать только из рук в руки. В школе все будет сделано для того, чтобы студенты могли найти свою точку отсчета, нащупали свой материал, поняли, какое они хотят снимать кино. В Школе созданы условия для того, чтобы процесс обучения был максимально эффективным.
Дмитрий Мамулия (Д.М.): Преподаватели подобраны определенным образом. Здесь дело не в их известности, дело в другом - они находятся в контакте с "действительностью". Это режиссеры, которые делают кино сегодня, и делают его из "живого" материала. Кино - специфический вид искусства. Оно не сводится ни к сюжету, ни к фабуле, ни к идее, ни к игре актеров - оно должно ловить на радар "жизнь", "действительность", и если этого нет, если нет "пойманной" жизни - то правильно выстроенные фабулы и сюжеты ничего не стоят. Часто бывает так, что режиссеры, которые находятся во власти закостенелого языка, непроизвольно начинают лгать. Эти режиссеры, являясь "мастерами своего дела" все же не могут поймать "действительность". Она будто от них утекает. И оказывается, что нельзя так снимать, как снимали раньше, нельзя так играть, нельзя так ставить свет - нельзя пользоваться старыми инструментами - из старого языка ушел флюид. И нет никакого смысла обучаться "мертвым" канонам. Так вот - преподаватели нашей школы - действующие режиссеры. Они не просто снимают кино,они находятся в контакте с "жизнью", с той "действительностью" в которой мы живем. Они обладают новыми инструментами.
И все сразу согласились? Ведь почти у всех есть новые проекты, а преподавание отнимает время.
Г.К.: Феномен школы в том, что для всех участников процесса, и в первую очередь для преподавателей она должна быть площадкой для развития, в том числе, и собственных проектов. Поэтому у нас в школе триединство: с одной стороны это школа, с новой западной системой образования, с другой стороны - это исследовательская лаборатория (мы собираемся инициировать разные социологические и другие исследования, нужные для функционирования киноиндустрии), и в третьих - это полноценная киностудия, обеспечивающая полный цикл: предпродакшн, продакшн и постпродакшн.
Д.М.: Думаю, режиссеры, сценаристы, операторы, те, которые преподают в Киношколе, хорошо понимают, что кинематографу нужна новая кровь, что нужно поменять взгляд, оптику, нужно чтобы в кино пришли молодые люди, владеющие не только ремеслом, не только техникой, нужно чтобы они несли новую энергию, новый взгляд на жизнь.
Сейчас появляется очень много образовательных площадок в сфере кино. Это говорит о том, что киносообщество не довольно традиционной системой профильного образования?
Д.М.: Главный минус традиционного образования, наверное в том, что оно учит ремеслу в отрыве от "жизни", а это лишь создает иллюзию владения профессией и отбрасывает нас назад.
Чем ваша школа отличается от остальных?
Г.К.: Первое это то - что она современна - она имеет четкие ориентиры. Школа соответствует современным запросам. Это касается ремесла - обучение будет производиться по современным методикам. Второе ее отличие - это то, что можно назвать эффектом Сорбонны: мы ставим задачу создания алхимического пространства. Это когда учат не только курсы и не только преподаватели, это когда учат стены, учит ситуация, атмосфера. Это очень важно. Только в подобной среде может родиться что-то новое. Да и не новое даже, просто "живое". Мы долго спорили по поводу визуального образа нашей школы: были разные знаки - от пленки до звездочек, но в итоге мы пришли к лабиринту. В нашей школе каждый должен будет пройти свой лабиринт. И мы проходим свой лабиринт, создавая пространство, которое будет интересно нам самим. Мы сходу начинаем с проектов. Студенты должны будут создавать свои работы, проходя под руководством мастера все фазы производства фильма - от съемки до монтажа и озвучивания. Для этого в здании киношколы оборудована вся необходимая техническая база: профессиональные видеокамеры, звукозаписывающие устройства, монтажные студии. Нам хотелось бы создать школу, которая с одной стороны обучает ремеслу, соответствует потребностям индустрии, с другой же стороны не забывает об индивидуальности. Потому что любое хорошее кино, и авторское и зрительское предполагает наличие взгляда. Обучение в школе будет разведено по крайностям: с одной стороны школа будет давать гипертеорию, с другой же стороны - гиперпрактику. Студенты будут учиться, в основном, на разборе своих работ.
Д.М.: В школе есть основной курс, и есть три лаборатории. Специфика основного курса это - отсутствие творческих мастерских. Студенты в течении двух лет будут учиться ремеслу не у одного мастера, а у многих мастеров. Это специфика работы с "действующими" режиссёрами и сценаристами. Некоторые режиссеры часто отказываются вести мастерские, потому что находятся в запуске, снимают фильмы. Но они согласны проводить интенсивный курс - заниматься со студентами месяц или два. Подобная система уже давно практикуется во многих киношколах мира, например, в известной парижской киношколе La Femis. Мы решили запустить подобный курс, и нам кажется, что он будет результативным.
Преподавать в нем будут самые разные режиссеры. Николай Хомерики будет несколько раз в течении двух лет проводить 10-дневные тренинги, внутри которых каждому студенту нужно будет снять свой короткометражный фильм. В разное время мастерству режиссера будут учить Андрей Звягинцев, Карлос Рейгадес, Борис Хлебников, Илья Хржановский, Сергей Лозница, Василий Сигарев, Александр Миндадзе и многие другие. В рамках курса Пьера Леона, у которого особый подход к актерской технике, студенты-режиссеры сами побывают в роли актеров. И опять же внутри лаборатории у Пьера Леона, каждый студент должен будет снять свой фильм. Сейчас идут переговоры с Люком Дарденном, который вместе со своим братом не просто хорошие режиссеры, у них очень точная концепция и мы надеемся, что они согласятся поделиться ею с нашими студентами.
У вас еще будет три авторских режиссерских студии, если можно так сказать: свои курсы набирают Валерия Гай Германика, Бакур Бакурадзе и Артур Аристакисян. Чему они собираются учить своих студентов?
Д.М.: Да, сейчас запускаются три курса, потом будет еще. Это разные курсы и у всех есть своя специфика. Германика делает с актерами невозможное. У нее свой метод - никто не может создать эту степень достоверности, которую создает она. И это касается не только актерской игры, это касается всего, и съемки, и звука. У нее свои тайны и свои секреты. Она обладает навыками, которые очень важны для кино.
Вообще каждый курс уникален. У Бакура Бакурадзе свой подход. Он очень точно чувствует дыхание времени, язык современного кино. Ведь средства выражения претерпевают изменения. То, что может Артур Аристакисян не может вообще никто на свете. Он может научить видеть то, что скрыто от прямого взгляда. У него тоже свои секреты.
Г.К.: Эти курсы пользуются большой популярностью. Например, на курс Германики, который начнется только с февраля, нам уже поступает по 20 заявок в день. Она наберет только 15 человек. По окончании обучения все студенты должны будут иметь по фильму. Примерно такая же схема будет и у курсов Бакура Бакурадзе и Артура Аристакисяна.
На сценарном факультете тоже будут преподавать лучшие сценаристы: Миндадзе, Родионов, Дорман, Ворожбит, Островcкий. И одновременно мы хотим пригласить американских сценаристов и педагогов, которые будут обучать работе со структурой - для того, чтобы они научили студентов делать продукт, нужный киноиндустрии. К обучению будут привлечены также ведущие российские писатели, работающие в разных жанрах, в том числе в жанре детектива, фэнтези и триллера. Привлечение к обучению писателей обусловлено пониманием того, что американские схемы и системы требуют адаптации к нашей действительности, и студенты должны, в первую очередь, обрести "контакт" с российской действительностью и русской речью, и только потом применять к ней правильные, разработанные американскими специалистами законы и схемы.
Сколько всего студентов вы планируете набрать?
Г.К.: Территория позволяет вместить много студентов. Но мы не стремимся набрать много, важно набрать тех, кого можно будет вести дальше по лабиринту и вывести в индустрию полными идей и желании. Думаю, неправильно было бы называть цифры. По специальности режиссура у нас есть основной курс, и есть три лаборатории; есть еще два факультета - сценарный и киноведческий. И на каждом курсе должно быть от 10 до 15 человек.
Какой процент из них останется в кинематографе?
Г.К: Школа создается, в том числе, и для того, чтобы кому-то объяснить, что ему не стоит работать в индустрии. Мы все сделаем для того чтобы с одной стороны обучить ремеслу, сделать наших студентов технологичными, с другой же стороны правильно сфокусировать взгляд - научить чувствовать жизнь. Так что думаю, процент будет достаточно высоким.
Д.М.: Студент, закончивший нашу Школу, должен научиться делать главное: он должен создавать "живое" кино - чувствовать образ, характер, пластику мест, живую речь. Надеюсь, что нашим студентам в будущем удастся изменить профессиональный ландшафт российского кино, и эта деревянная речь и деревянные образы, которые сегодня заполоняют экраны, уйдут навсегда.
Практика на проектах как-то связана с грантами, упомянутых на сайте школы?
Г.К.: Да, мы сотрудничаем со студиями, которые готовы оплачивать учебу талантливых ребят и брать их к себе на работу. Ребята с незамутненным взглядом многих интересуют. Сейчас, например, существует тенденция изменить парадигму того, что раньше называлось телевидением. В ближайшее время мы под специально подготовленным брендом "МАК" проведем конкурс сценариев, основная цель которого получить не сами сценарии, а идеи. На Западе, например в титрах различных сериалов всегда указан автор идеи. Это может быть инженер, врач, человек любой профессии. Мы будем проводить конкурс, на который можно будет прислать идею, тритмент, сценарий, какие-то картинки, если ты не любишь писать или неграмотный. Не исключено, что после этого конкурса появится много идей для контента, который смогут делать люди с новым мышлением.