МОСКВА, 11 сен - РИА Новости, Наталия Курова. Первую премьеру нового сезона столичного театра "Мастерская Петра Фоменко" - спектакль "Дар" по одноименному роману Набокова в постановке Евгения Каменьковича - покажут зрителям во вторник, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Новый театральный сезон: смена власти и неудобная драматургия >>
"Дар" повествует о молодом русском литераторе Федоре Годунове-Чердынцеве, эмигрировавшем в Берлин.
"Набоков - один из тех авторов, о котором думаешь всю жизнь, - отметил Каменькович. - Конечно, могли быть и другие его произведения, "Приглашение на казнь", "Другие берега", но "Дар", показался сегодня наиболее важным. Выбираешь то, что тебя волнует. А что такое дар, как мы им распоряжаемся, на что применяем, когда и в какой степени? Растрачиваем впустую или будем беречь и дождемся "божественного укола", как писал Набоков? Мне кажется, это волнует каждого, особенно тех, кто занимается искусством".
По словам режиссера, хотелось охватить весь сюжет, но роман очень объемный, поэтому в театре постарались выбрать самое важное, в соответствии с поставленной целью. Акценты расставлялись по мере взросления Годунова-Чердынцева как художника.
Единственное, в чем постановка отходит от Набокова, как сказал Каменькович, это то, что играются не пять глав, как у автора, а четыре.
"Мы рискнули на такой эксперимент - в программке вначале напечатали четвертую главу о Чернышевском, а она не маленькая, а потом уже дали, как обычно, перечисление действующих лиц и исполнителей и всех участвующих в создании спектакля. Теперь многие заключают пари - будут зрители читать эту главу перед началом спектакля или в перерыве вместо буфета, или выбросят", - рассказал режиссер.
Он выразил уверенность, что зрители "Мастерской" - думающие и размышляющие люди. После прогонов на публику уже внесены некоторые коррективы, потому что "не все на слух и глаз, как оказалось, воспринимается легко", как отметил Каменькович .
"Но все-таки больше мы слушаем себя, потому что проделана гигантская работа - душевная и интеллектуальная, - сказал постановщик. - Мы прочитали и изучили все, что возможно. Я даже успел побывать в Берлине, где остались улицы, по которым ходил наш герой, три адреса, где он жил".
Портрет художника на перепутье, жизнь эмигранта, обреченного на вечную дорогу нашли отражении в сценографии спектакля, автором которой выступил художник Владимир Максимов. На сцене - железнодорожные пути, рельсы, телеграфные столбы.
"У нас даже трамваи двигаются по рельсам. Петру Наумовичу, который видел макет, это особенно нравилось. Видимо в его замоскворецкой юности они имели значение. Правда, он сожалел, что трамваи у нас не настоящие, а условные, - рассказал Каменькович. - Петр Наумович видел один раз целый прогон спектакля, а потом отдельно смотрел первый и второй акт, много разговаривал с нами по этому поводу. Я очень любил записывать его замечания на бумажке, а потом рассказывать ему, что можно реализовать, а что нет".
По словам режиссера, в спектакле занята молодежь - вся вторая стажерская группа и участники первой, которые уже стали артистами "Мастерской". А во главе - известная актриса Полина Кутепова, которая исполняет роль Критика. Введенная в спектакль по предложению актрисы эта роль предопределила весь ход постановки. Фигура Критика - авторское око, свидетель творчества Годунова-Чердынцева.