Алена Солнцева, специальный корреспондент газеты "Московские новости", для РИА Новости.
Всемирный день уничтожения военных игрушек, который отмечается 7 сентября - праздник, не очень созвучный нынешней России. В стране поутихло стремление приобщиться к западной цивилизации через воспитание терпимости и гуманизма. При этом и сама необходимость повсеместно менять игрушечное оружие на плюшевых мишек и сладости вызывает сомнение не только у практиков - родителей, - но и у профессиональных психологов.
Пусть наши дети играют нашим оружием
В феврале этого года в Твиттере вице-премьера Дмитрия Рогозина появилась запись: "Дал команду продумать изготовление игрушек-моделей российского оружия и военной техники", "хватит нашим детям играть "Леопардами" ("Леопард" - немецкий танк 1960-х годов, до сих пор принятый на вооружение в странах НАТО - А.С.)
Многие наши сограждане, как выяснил опрос, проведенный после этого заявления "Российской газетой", охотно поддерживают инициативу Дмитрия Рогозина.
Но их претензии большей частью сводятся к обилию импортной (в основном китайской) продукции низкого качества. К содержанию же проблемы - к тому, что дети играют в "войнушку", используя модели бластеров и гранатометов - большинство относится совершенно спокойно.
Более того, в магазинах, торгующих детскими игрушками, игрушечное оружие рекламируется как полезное и патриотическое.
И сегодня очень трудно себе представить, что в России, как когда-то в конце 1980-х, в день уничтожения военных игрушек кто-то соберется сжигать пластмассовые автоматы в центре Москвы.
Тогда казалось, что холодная война закончилась навсегда, Россия присоединилась к западной цивилизации, и все теперь будет очень хорошо и мирно, а дети будут расти гуманными и терпимыми, без игрушечного оружия. Сейчас ситуация сильно изменилась.
Канализировать агрессию
Более того, причинно-следственная связь между военными игрушками и развитием агрессии вовсе не так очевидна, как это представляется авторам идеи отказа от игрушечного оружия. Идея, напомним, родилась в 1987 году во Всемирной Ассоциации помощи сиротам и детям, лишенным родительской опеки, а первый раз праздник отмечался в 1988 году.
Идеальная модель поведения, поощряемая акциями в рамках Всемирного дня уничтожения военных игрушек, такова. Ребенок отказывается от пистолетов и солдатиков, послушно меняет их на плюшевых мишек и сладости, и идет тихо и неагрессивно играть в развивающие игры. Сомнения в эффективности этой идеи возникли и у родителей, и у части профессиональных психологов.
Человеческая природа не поддается простому управлению - ее в дверь, а она в окно. Естественная склонность к агрессии, считают психологи - одно из базовых свойств личности.
Гнев, раздражение, склонность к насилию живут в маленьких детях не в меньшей степени, чем в каждом взрослом. Уберите гнев, и вы получите слабого, зависимого, несамостоятельного человека. Проблема не в том, чтобы "убрать" из личности эти свойства, а в том, чтобы научить ребенка ими управлять.
Есть мнение, что чем совершенней становится игрушечный арсенал вооружений, тем меньше остается места для фантазии, и тем больше эти игрушки провоцируют самые примитивные способы сброса этой агрессии.
Доктор Ричард Корлин, в бытность президентом Американской медицинской ассоциации, активно выступал против натуралистических моделей оружия для детей, мотивируя свое неприятие незрелостью психики ребенка: "Мы позволяем им учиться стрелять в том возрасте, когда они еще не умеют контролировать свои инстинкты, когда у них нет ни достаточной зрелости, ни навыков, чтобы безопасно обращаться с оружием, с которым они играют… Нам нужно с самого начала внушать детям, что насилие всегда ведет к последствиям - серьезным последствиям".
Что стало причиной очевидной склонности к насилию того же Петра Первого? Точные копии пищалей и пистолей, с которыми он играл в четырехлетнем возрасте? Но ведь точно такие же игрушки получили и остальные дети в этой семье. Почему только один стал великим реформатором и символом насильственного побуждения к прогрессу?
Нет ответа.
Изменить детей - изменить мир
Сторонники акций по уничтожению военных игрушек уверены: если ребенку вовремя внушить мысль о неприемлемости насилия, если он будет знать, что взрослые насилие не одобряют - он станет лучше, научится разрешать конфликты иным образом.
Этим, собственно, и вызваны периодические наступления на взрослый мир, который безответственно эксплуатирует страх и агрессию, создавая фильмы, книги, показывая насилие по телевидению. Не решенный до сих пор вопрос заключается в том, что есть причина, а есть следствие. И все-таки очевидно, что насилия в реальном виде в мире становится меньше.
Крестьянин, (как и ныне фермер, например), постоянно своими руками убивал животных: и своих, домашних - для еды и продажи, и диких - на охоте. Прежде большинство детей жило в этом мире, считая его нормой. Воспоминания о жестоких драках в посадах, где селились бывшие крестьяне, оторванные от земли и хозяйства, - одно из самых сильных мест в книге Максима Горького "В людях". Насилие времен гражданской войны в отношении соседей и родственников до сих пор является слишком сильным для впечатлительных натур, и самые страшные случаи общество не готово даже обсуждать.
Нынешний ребенок, сколько бы он не размахивал пластиковым оружием, вряд ли решится отвернуть голову курице. Зато он, не раздумывая о последствиях, может нажать на кнопку, отправляя ракету в заданном ему направлении.
Дети живут в том мире, который им приготовили взрослые. Если этот мир отторгает насилие, осуждает его, и переводит агрессию в безопасные для общества формы - спорт, кино, игры, то и дети, став взрослыми, будут считать ценностью компромиссы и уступки. Если же взрослые считают демонстрацию силы лучшей стратегией, а уступки - слабостью, то чего же мы хотим от детей? Тогда, безусловно, лучше всего вооружить ребенка точной копией отечественной ядерной боеголовки.
Что же делать с автоматами, танками и пушками? Как быть продвинутым родителям? Разрешать своим детям играть точной копией лазерного оружия или отобрать и уничтожить игрушечное оружие?
Нам все время кажется, что существуют простые решения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции