"С одной стороны – это плохо, поскольку тогда начнется гонка. Губернаторы будут заставлять департаменты общего образования давать хорошие результаты, а те в свою очередь найдут способы представить результаты очень хорошими. Ничего из этого не получится, мы уже проходили это в 70-х годах прошлого века. С другой стороны, если с губернатора правительство не будет спрашивать за результаты ЕГЭ, то он не будет обращать внимание на школы.
Когда в 2002 году мы вводили единый государственный экзамен, о школах мало кто говорил. А если и вспоминали, то только потому, что учителя бастовали, требовали повышения зарплат. Как только стали вводить ЕГЭ, сразу все повернулись лицом к школе, началась волна бунтов, как среди учеников, так и среди родителей. Тогда стали думать, почему дети выступают против ЕГЭ, по сути, "против" государственной независимой аттестации выпускника школы. Почему "против" родители? Почему "против" педагоги? И выявилась очень интересная картина: никто в стране не хочет видеть реальное состояние дел в образовании. Потому что оказалось, что мы не самые образованные в мире, хотя были таковыми. Почему? Потому что внимание государства к школе ослабло. В 90-е годы все внимание было направлено на вузы, их надо было сохранить.
Может ли только губернатор отвечать за образование. Вряд ли. Для успешного обучения необходимы: способности (наследственность), среда обучения и мотивация. Если что-то из этого отсутствует – ничего не получится. При этом все эти вещи взаимосвязаны. Поэтому когда ученик не сдает экзамен, трудно вычислить одного виновного, виноваты все. Поэтому я боюсь, что у нас вместо образовательного процесса будет процесс отчетности. А отчитываться можно по-разному. Учителя найдут способ хорошо отчитаться. И губернатор будет хорошо выглядеть, и школы, и учитель, а результатов не будет.
На мой взгляд, есть и другие варианты оценки деятельности губернатора в сфере образования, кроме результатов ЕГЭ. Это процент школьников, продолживших образование и поступивших в вуз или средне-специальное образовательное учреждение. Это охват детей дошкольным образованием. Это доля школьников, обучающихся в современных, комфортных условиях. Это количество победителей федеральных и международных олимпиад. А чтобы здесь не уходить в крайности, должна быть разработана программа поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей.