Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опасные игры туроператоров

© РИА НовостиСайт туроператора "ЧерриТур"
Сайт туроператора ЧерриТур
Два банкротства туристических компаний с перерывом в два дня – это своеобразный российский рекорд. Египетский оператор "Эль-Вояж" и следом за ним – оператор по Хорватии "ЧерриТур" фактически бросили своих туристов. Случившееся показывает, что туристический бизнес в России по-прежнему практикует опасные игры, которые приводят к испорченному отдыху сотен и тысяч российских туристов.

Марина Селина, Мария Селиванова, РИА Новости.

Два банкротства туристических компаний с перерывом в два дня – это своеобразный российский рекорд. Египетский оператор "Эль-Вояж" и следом за ним – оператор по Хорватии "ЧерриТур" фактически бросили своих туристов.

Случившееся показывает, что туристический бизнес в России по-прежнему практикует опасные игры, которые приводят к испорченному отдыху сотен и тысяч российских туристов.

Эксперты отмечают, что главная причина остановок деятельности туркомпаний – продажа путевок по демпинговым ценам и неумение просчитывать риски. Ситуацию на туристическом рынке усугубляет и надвигающийся экономический кризис.

Сладкий соблазн скидкой

Туризм становится все более экстремальным приключением. В воскресенье Ростуризм создал оперативный штаб по оказанию помощи туристам туроператора "ЧерриТур", оказавшимся в непростой ситуации из-за банкротства компании.

Еще более 300 россиян в ближайшие три недели не смогут отправиться на отдых в Египет из-за того, что туроператор "Эль-Вояж" отменил пять чартерных рейсов из Москвы в Хургаду. Об этом, как сообщает РИА.Туризм, гендиректор "Эль-Вояж" Андрей Огнев проинформировал в своем письме Ростуризм.

Еще более 200 отдыхающих в шести отелях Хургады оказались под угрозой выселения из-за того, что туроператор не смог вовремя оплатить их проживание.

Об этом стало известно в четверг вечером. В пятницу появилось сообщение о том, что все российские туристы, пострадавшие из-за проблем "Эль-Вояж" вывезены из Египта рейсом, организованным туроператором Тez Tour.

Ранее исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе сообщила, что проблемы застрявших в Египте туристов могут быть решены, если АТОР удастся договориться с одним из работающих на этом направлении крупных туроператоров о дополнительном рейсе для возвращения туристов в Россию.

"Эль-Вояж", как поясняет вице-президент АТОР и гендиректор компании "Вип-сервис" Дмитрий Горин – небольшой туроператор. Компания работает, как на внутреннем туризме, так и на международном въездом и выездном. Направления деятельности: Вьетнам, Египет, Испания, Кипр, Таиланд, Тунис.

Участники рынка поясняют, что в деятельности "Эль-Вояж" присутствовал сильный демпинг. "Эль-вояж при продаже путевок активно пользовался купонными сайтами и распродажами", - сказал РИА Новости Дмитрий Горин.

Эксперты отмечают, что не стоит ставить эту историю в один ряд с недавними громкими банкротствами крупных компаний, таких как "Капитал-тур" и "Ланта-тур". Масштабы деятельности туроператоров сильно разнятся.

Кроме того, ситуация с перспективой получения туристами компенсаций выглядит более оптимистичной. Размер финансового обеспечения "Эль-Вояж" - 30 миллионов рублей. Сумма, которую компания не смогла заплатить перевозчику, как пояснил Горин, не такая уж большая по сравнению с  размером обеспечения – три миллиона рублей. Сейчас "Эль-Вояж" принимает от пострадавших туристов заявления на получение компенсаций.

Отрезвел ли туристический бизнес?

Тем не менее, эксперты признают, что какими бы не были масштабы деятельности обанкротившихся в последнее время туроператоров, главная причина всех банкротств и кризисов на туристическом рынке – продажа путевок по заниженным ценам в стремлении любыми средствами привлечь клиентов.

Компании идут на демпинг, например, при освоении новых направлений, когда приходится компенсировать убытки по одному направлению за счет роста продаж туров в другие страны. Либо, когда на рынок приходит агрессивный конкурент, который пытаясь захватить свою долю,  активно снижает стоимость туров.

Правда, после скандала с остановкой деятельности "Ланта-Тур" и серии банкротств менее крупных компаний, туроператоры стали более разумно просчитывать риски, считают эксперты.

"Все надежные туроператоры берут очень разумные и просчитанные квоты на перевозку туристов и постоянно анализируют спрос, который есть на рынке. Доказательство тому – почти полное отсутствие горящих путевок летом 2012 года", - говорит Дмитрий Горин.

Последние случаи банкротств туроператоров заставили быть осторожными большинство игроков на рынке, соглашается вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. "Авантюр и амбиций по завоеванию новых направлений поубавилось. Больше стало раннего бронирования, за счет чего компании снижают цены", - говорит Барзыкин.

Но участники рынка признают, что практика опасного демпинга все-таки  жива. История с "Эль-Вояж" - еще одно тому подтверждение.

"Банкротство на фоне демпинга – не редкое явление и для зарубежных туроператоров", - говорит Дмитрий Горин, отмечая, что свой отпечаток на работу туроператоров накладывает еще и кризис, который приводит к сокращению спроса. "

Туроператоры, заключая контракты на большие квоты мест в отелях и фрахтуя чартерные рейсы, летают не полностью загруженными. В итоге нарастающие расходы не покрываются полученными доходами. Чтобы хоть как-то продать туры, туроператоры снижают цены", -поясняет эксперт.

Тем не менее, российский турбизнес пока не заметил снижения спроса на фоне кризисных явлений в экономике. Напротив, туристические потоки в зарубежные страны из России растут.

Так, по предварительным данным АТОР, в период летнего туристического сезона турпоток россиян на самых популярных зарубежных туристических направлениях увеличился примерно на 15-20%. Эксперты отмечают, что ожидание кризиса среди населения играет на руку турбизнесу. Россияне предпочитают тратить деньги на путешествия, пока у них есть такая возможность.

В России ситуация на туристическом рынке сейчас усугубляется, в первую очередь, отсутствием госрегулирования, считает Юрий Барзыкин.

"Это ведь ненормально, когда туроператорам разрешено отправлять туристов, если оплачены билеты только в одну сторону. А потом туроператор собирает оборотные средства, чтобы перед обратным вылетом рассчитаться с перевозчиком. Здесь нужны адекватные меры госрегулирования, чтобы защитить и рынок, и потребителя, и самих туроператоров, которые неверно рассчитывают свои силы и ввергают всех в проблемы", - говорит эксперт.

Кроме того, на рынке есть перепроизводство туроператоров, отмечает Дмитрий Горин, которое не удовлетворяет имеющийся спрос.

Спасет ли рынок общий

Однако есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Туроператоры, не умеющие просчитывать риски, а также использующие в своей работе мошеннические схемы, будут вынуждены уйти с рынка, считают эксперты.

Весной Госдума приняла поправки в законодательство о туризме, которые, во-первых, ужесточают требования по объемам финансовых обеспечений туроператоров. А во-вторых, обязывает их вступать в так называемый компенсационный фонд на случай оказания помощи туристам, попавших в сложную ситуацию по вине туроператора. Каждая компания, состоящая в объединении, должна отчислять в фонд (рабочее название "Ростурпомощь") не менее 150 тысяч рублей в год.

Сейчас идут работы по подготовке устава и структуры фонда. С мая 2013 года туроператорская деятельность компаний, не вступивших в фонд, будет считаться недействительной. Это отсеет недобросовестных участников рынка, считает Юрий Барзыкин, поскольку компании будут обязаны предоставлять фонду гарантии и доказательства своей добросовестности и ответственности.

Тем не менее, экспертное сообщество пока настроено скептически. АТОР, например, изначально выступал за создание саморегулируемых организаций, а не фонда, мотивируя это тем, что фонд будет в большей степени чиновничьей организацией, а контролировать его денежные потоки будет очень сложно.

Юрий Барзыкин отмечает, что череда коллапсов на туристическом рынке мобилизовала туротрасль, которая научилась оперативно решать поступающие проблемы. По его мнению, например, вывоз туристов "Эль-Вояж" бортом Теz Tour из Египта - удачный пример частно-государственного партнерства.

"Расходы Tez Tour будут компенсированы из фингарантий компании", - поясняет он. По его мнению, эта ситуация показала, что  туроператоры, зная, что им компенсируют убытки из финобеспечения, могут брать на себя функции по экстренной помощи партнерам.

"То есть, возможно, не обязательно создавать по всему миру представительства "Ростурпомощи". Тем не менее, государство не должно самоустраняться от своих регулирующих функций", - считает Барзыкин.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала