МОСКВА, 31 авг - РИА Новости, Мария Токмашева, Светлана Янкина. Среди наиболее заметных культурных событий недели - открытие 69-го кинофестиваля и XIII биеннале архитектуры в Венеции, где экспозиция России, посвященная "Сколково", удостоилась специального упоминания жюри, а также уход из жизни Игоря Кваши, которого друзья, коллеги и поклонники единодушно называют благороднейшим человеком и великим актером.
Прощай, старик честный, старик прямой
В четверг ушел из жизни актер Игорь Кваша - удивительный, интеллигентный, мягкий, честный и благородный, он был искренне любим всеми театральными, кино- и телезрителями. Один из основателей "Современника", исполнивший на сцене этого легендарного театра десятки ролей. Фальстаф в "Виндзорских насмешницах", Первый Министр в "Голом короле" по пьесе Шварца, папаша Карамазов в "Карамазовы и ад", Гаев в "Вишневом саде", Иосиф Сталин в спектакле "Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов", Чебутыкин в "Трех сестрах". Каждая роль Кваши запоминалась. Каждому своему герою актер передавал частичку себя.
Незабываемые роли Игоря Кваши >>
"Для него всегда было важно, чтобы его герои задавали высокую нравственную планку. Он и сам был таким - любил спорить, отстаивать свою правоту, не терпел несправедливости, был диссидентом в высшем и лучшем смысле этого слова. Но он точно знал, что существуют ценности, которыми нельзя поступиться: честность, порядочность, благородство", - вспоминает об актере Михаил Швыдкой.
Зрителю Кваша запомнился своими киногероями: пылкий возлюбленный Тавернье в "Соломенной шляпке", хитрый Пастор в "Человеке с бульвара Капуцинов", практичный Бургомистр в "Том самом Мюнхгаузене".
Но работа в театре всегда была основной. Кваша не раз отмечал, что именно театр для него на первом месте.
В последние годы еще одной большой частью жизни Игоря Кваши стала и программа "Жди меня". Зрители и участники программы доверяли ведущему, который всегда умел находить нужные слова.
Посмотрите фотоленту: Игорь Кваша - человек, научивший нас сочувствию >>
"Он вел свою замечательную передачу "Жди меня", его полюбила вся страна, он стал родным, теплым человеком для всех. Страшно приходить в театр, когда там нет Кваши, я не представляю себе этого. Кваша - великолепный артист, умный с редкими данными, потрясающим голосом, не играющий роль, а живущий жизнью своего героя. Такие актеры редки. Уходит это поколение умных ярких людей", - вспоминает Валентин Гафт.
Игорь Кваша действительно был представителем яркого поколения - интеллигентного, умного, нравственного, талантливого, на котором и держится высокий уровень отечественной культуры. Несмотря на проблемы со здоровьем, всем сложно было представить, что Игоря Владимировича когда-то не станет.
Прощание с актером пройдет во вторник, 4 сентября, на основной сцене театра "Современник". Похоронят актера на Троекуровском кладбище.
Кто новое упомянет
На этой неделе к вечным венецианским туристам добавились еще и толпы профессиональных критиков - в городе открылись XIII биеннале архитектуры и 69-й кинофестиваль, на котором Россию представляют Кирилл Серебренников с фильмом "Измена" в основном конкурсе и Алексей Балабанов с картиной "Я тоже хочу" в программе "Горизонты".
Посмотрите фотоленту: Пернатые и рогатые: гостьи красной дорожки Венеции >>
Итоги кинофеста станут известны лишь 8 сентября, а по части архитектуры международное жюри уже определилось с победителями.
Тон биеннале задает куратор, которого приглашает ее руководство - в этот раз им стал британский архитектор сэр Дэвид Чипперфильд, по проекту которого, кстати, к 2016 году будет реконструирован Пермский театр оперы и балета. Он сформулировал тему выставки как Common ground - дословно "Общая земля", но еще и "Точка соприкосновения", и "Общность взглядов" - соответственно, все 69 проектов основной экспозиции так или иначе ей отвечали.
Лучшей среди них была признана совместная работа дизайн-критика и директора издательской программы института "Стрелка" Джастина МакГуирка и бюро Urban-Think Tank "Башня Давида/Большой Горизонт", посвященная недостроенному небоскребу в Каракасе, который заселили небогатые горожане и превратили его в своеобразную коммуну.
Помимо главной выставки у биеннале есть еще и национальные экспозиции, которые готовят кураторы разных стран (в этом году их 55). Некоторые проекты разбросаны по венецианским палаццо, другие концентрируются в павильонах в саду Джардини, чем-то напоминающем наш ВВЦ: по обеим сторонам центральной аллеи стоят отдельные небольшие здания, одно из которых принадлежит России. Расположенное недалеко от входа на берегу лагуны, оно занимает невероятно выигрышное положение, не в последнюю очередь, очевидно, из-за того, что было построено в Джардини одним из первых - в 1914 году по проекту Алексея Щусева.
Спустя почти век там разместилась высокотехнологичная экспозиция: в QR-коды зашифровали будущее иннограда "Сколково", с генпланами и проектами знаменитых архитекторов, которые посетители русской выставки должны считывать с планшетных компьютеров. Само пространство при этом стало похоже на некий храм будущего со светящимися кодами-экранами и куполом, а через его верхнюю точку видно небо и деревья из реальной жизни - так кураторы экспозиции обыграли щусевский световой фонарь.
Жюри, побродив по нашему павильону, почувствовало себя "цифровыми шпионами в волшебном месте" и отметило российскую команду специальным упоминанием на церемонии награждения, что собственно, стало первым призом, которого удостоилась Россия за все время участия в архитектурной биеннале, не считая специального приза за лучшую архитектурную фотографию, который получил Илья Уткин в 2010 году.
Лучшей среди 55 национальных выставок была признана японская "Архитектура возможна здесь? Дом для всех", посвященная программе восстановления жилья пострадавших от землетрясения и цунами жителей страны. В контексте темы биеннале "Общая земля" иначе, кажется, и быть не могло, и "Золотой лев" достался ей совершенно оправданно.