МОСКВА, 29 авг - РИА Новости, Светлана Янкина. Главный приз XIII Венецианской архитектурной биеннале - "Золотой лев" - вручен в среду британско-венесуэльскому проекту "Башня Давида/Большой Горизонт" дизайн-критика и директора издательской программы института "Стрелка" Джастина МакГуирка и бюро Urban-Think Tank, сообщил РИА Новости пресс-секретарь биеннале Николо Скьяланга.
Он представлен в основной экспозиции биеннале "Общая земля", которую курирует архитектор Дэвид Чипперфильд, вовлеченный в числе прочего в проект "Сколково" и придумавший проект реконструкции пермского Театра оперы и балета.
На выставке демонстрируются 69 проектов, созданных творческими группами и отдельными архитекторами, общим числом 119 человек. Среди них немало звездных имен - это, в частности, лауреаты Притцкеровской премии французский архитектор Жан Нувель и британский архитектор Заха Хадид, а также швейцарский архитектор Петер Цумтор, тоже отметившийся в Перми, где он был председателем конкурса на строительство современного здания музейного центра PermMuseumXXI. Сейчас он готовит проект Пермской художественной галереи, известной своей деревянной скульптурой.
Помимо главной выставки, в структуру биеннале входят также параллельная программа и национальные экспозиции, которых в этом году 55.
Лучшей среди них стала японская выставка "Архитектура возможна здесь? Дом для всех", которая также была отмечена "Золотым львом", а премию для молодых архитекторов - "Серебряного льва" получили участники ирландского бюро Grafton Architects Ивонн Фарелл и Шелли МакНамара, чей проект можно увидеть на главной выставке биеннале "Общая земля" в Центральном павильоне в саду Джардини.
Российский павильон, выстроенный там же в 1914 году архитектором Алексеем Щусевым, заняла экспозиция, посвященная иннограду "Сколково". Международное жюри отметило ее специальным упоминанием.
"Проект i-city удостоен специального упоминания жюри за диалектический подход к прошлому, настоящему и будущему страны, который представлен с помощью современных технологий, превращающих нас в цифровых шпионов. В пространстве павильона члены жюри погрузились в магическую тайну, которая обманывает визуальное представление", - объясняют в пресс-службе.
В российском павильоне можно увидеть градостроительную концепцию "Сколково", планировку входящих в инноград районов, а также узнать об архитектурных решениях его знаковых строений. При этом в экспозиционное пространство помещено множество светящихся QR-кодов, в которых содержится информация о настоящем и будущем пока что существующего в виртуальном пространстве иннограда, а посетители считывают постоянно обновляющиеся данные с помощью планшетных компьютеров.
Комиссаром павильона выступил архитектурный критик Григорий Ревзин, на прошлой биеннале бывший одним из кураторов национальной экспозиции. Другой куратор - Сергей Чобан - остался на прежнем месте, к нему присоединились недавно ставший главным архитектором Москвы его коллега по бюро SPEECH Сергей Кузнецов и Валерия Каширина.
Также специальными упоминаниями жюри были отмечены национальные экспозиции Польши, США и проект итальянского архитектора Чино Дзукки в основной выставке биеннале "Общая земля".
Архитектурная выставка в рамках Венецианской биеннале, в которую также входит выставка современного искусства, кинематографический, танцевальный и театральный фестивали, ведет свою историю с 1975 года и проводится раз в два года. Как и на Венецианском кинофестивале, здесь раздают призы - "Золотых" и "Серебряных львов", которые распределяются по нескольким категориям. По заведенной не так давно традиции, их будущие обладатели называются в первый день работы выставки, а обладатели почетных наград - за несколько месяцев до ее открытия. В этом году "Золотого льва" за достижения в области архитектуры получил лауреат Притцкеровской премии португальский архитектор Алваро Сиза, который придумал Метеорологический центр в Олимпийской деревне в Барселоне, ректорат Университета Аликанте и немало сооружений культурного направления. Это, в частности, Музей современного искусства в Галисии, Культурный центр фонда Ибере Камарго в Бразилии, неаполитанский Музей современного искусства и павильон британской Serpentine Gallery.