Крупнейшая в Японии международная туристическая выставка JATA Tourism Forum & Travel Showcase пройдет 21-23 сентября в токийском комплексе Tokyo Big Sight. О том, насколько участие в этом форуме важно для российского турбизнеса, корреспонденту РИА.Туризм Юрию Щеголькову рассказала руководитель выставочного сектора ОМИТ "Мир без границ" Светлана Пятихатка.
- JATA Tourism Forum & Travel Showcase является самым представительным туристическим форумом Японии. Насколько интересно представителям российского турбизнеса участвовать в данном мероприятии?
- Россия как государство, две трети территории которого расположено в Азии, крайне заинтересовано в установлении деловых контактов с турбизнесом и администрациями азиатских стран, привлечении из этих стран турпотоков. В первую очередь это касается Японии. Японские бизнесмены - это практически идеальные партнеры, основа деловой культуры которых - безукоризненная честность. Японцы традиционно дружелюбно настроены к российским компаниям, заинтересованы в сотрудничестве и всегда готовы посоветовать, что именно нужно их рынку, на какие туристические продукты есть спрос. Такой открытости редко дождешься, например, от европейских туроператоров.
- Россия на протяжении многих лет принимает участие в JATA Tourism Forum & Travel Showcase. Ваше некоммерческое партнерство "Мир без границ" по поручению Ростуризма выступает организатором единой экспозиции. Как осуществляется финансирование российского стенда?
- Финансирование стенда осуществляется за счет объединения бюджетных и коммерческих средств. Такой подход позволяет достичь сразу нескольких целей. С презентационной точки зрения объединенный стенд гораздо крупнее, зрелищнее и привлекательнее, чем могли бы быть индивидуальные. Кроме того, что очень важно, участники единой экспозиции получают возможность принять участие в большом количестве деловых мероприятий - встречах, семинарах, круглых столах. И еще очень важный момент, не понаслышке известный востоковедам: экспоненты, работающие на выставках в Японии, Китае и Южной Корее в рамках единой российской экспозиции, получают своего рода патент "одобрено государством". Для восточных партнеров это символизирует надежность и стабильность, что автоматически становится стратегическим преимуществом перед индивидуалами при налаживании деловых контактов.
- Какие российские регионы традиционно представляют свой турпродукт на выставке в Японии?
- Следуя очевидной рыночной тенденции, русские на выставку JATA едут. В 2012 году в Токио Россию будут представлять Хабаровский, Камчатский и Краснодарский края, Сахалинская и Иркутская область, Республика Алтай, Санкт-Петербург и Москва. Как правило, каждый заинтересованный регион представляют официальная делегация туристической администрации и ведущие туроператоры.
Это абсолютно правильный подход. В таких регионах, как Хабаровский и Камчатский край, для которых туристы из Японии составляют важный сегмент туристического рынка, власти тесно сотрудничают с туркомпаниями. Часто бывает, что администрация оплачивает их участие из бюджетных средств либо же имеет место софинансирование. При этом чиновники приезжают, чтобы принять участие в официальных мероприятиях, наладить отношения, подписать соглашения о сотрудничестве. А туроператорам предоставляется возможность работать непосредственно на стенде, ведь это они в конечном итоге привлекают туристов в регион и работают с ними.
- Все ли субъекты Федерации так слажено и грамотно осваивают такой важный сегмент мирового туристического рынка, как Япония?
- К сожалению, такая практика сложилась не во всех субъектах Федерации. Например, несмотря на то что Приморский край является одним из основных регионов, посещаемых японцами, администрация Приморья в этом году не примет участия в JATA Tourism Forum & Travel Showcase. Приморские турфирмы оказались предоставлены сами себе как в плане финансирования, так и в плане презентации туристических возможностей края. Между тем, казалось бы, для Приморья японские туристы - основная целевая аудитория и мощное вливание в бюджет края. Остается надеяться, что если не в этом, то хотя бы в следующем году власти края скорректируют свою политику.
- Проявляют ли японские предприниматели от турбизнеса интерес к российскому направлению?
- Японские туристические компании проявляют большой интерес к России. Не так давно крупнейший японский туроператор JTB открыл свой офис в Москве. Более мелкие игроки тоже пытаются не отстать и занять нишу на перспективном рынке. При этом для японцев российское направление до сих пор остается достаточно экзотическим и мало освоенным. Причиной этому можно назвать как отсутствие новых турпродуктов, интересных японцам возрастной группы 25-40 лет, так и малое количество российских компаний, которые занимаются приемом туристов из Страны восходящего солнца. То есть, с точки зрения российских компаний, конкуренция в этом сегменте все еще крайне мала, а прибыльность бизнеса, наоборот, высокая. Так что, думаю, выставка JATA - хорошая возможность заявить о своей компании на японском рынке.
- Какие турпродукты, предлагаемые российскими туроператорами, пользуются наибольшим спросом в Японии?
- Профессионалы рынка отмечают, что интерес японского турбизнеса к России крепнет с каждым годом. Пользуются спросом туры на Камчатку, Байкал, в Москву и Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. Растет спрос на событийный, спортивный туризм, привлекают музыкальные, художественные и этнические фестивали. Можно сказать с уверенностью, что позиции российских туроператоров в Японии крепнут год от года. Будем надеяться, что очередное удачное "выступление" на JATA еще больше откроет для японцев Россию как туристическую дестинацию.