Подготовила Валерия Павлова
Роман "Франкенштейн, или Современный Прометей", написанный 18-летней Мэри Шелли на спор с лордом Байроном, почти 200 лет назад был впервые издан в 1818 году анонимно. Имя автора появилось лишь во втором издании - в 1831 году. История о неэтичном эксперименте молодого ученого Виктора Франкенштейна и его последствиях оказалась предвестником научной фантастики, а монстр Франкенштейна стал нарицательным именем для созданий, вырвавшихся из-под контроля человека.
Мэри Шелли создала своего монстра чувствительным и умным существом, на самоопределение которого оказали влияние три книги: один из томов "Жизнеописаний" Плутарха, "Страдания юного Вертера" Гёте и "Потерянный рай" Мильтона. Обреченное на одиночество существо становится жестоким убийцей из-за отказа от него создателя и жестокости и гонений со стороны людей, испуганных его уродством. Но за почти два века история о чудовище Франкенштейна мифологизировалась благодаря огромному количеству вольных адаптаций и экранизаций. Образ существа, созданного из кусков мертвой плоти, претерпел несколько серьезных трансформаций - каждый новый автор словно входил в роль ученого и создавал своего монстра. На сегодняшний день существует около 50 экранизаций, основанных на романе, а вдохновленных идеей - бесчисленное множество. В день рождения автора РИА Новости попыталось разобраться, как формировался миф о Франкенштейне.
Мохнатый и горбатый
Впервые искусственное существо появилось на экране еще в 1910 году - в 15-минутном немом фильме Сирла Доули, снятом на студии Эдисона. Это был один из первых успешных фильмов ужасов. Он считался потерянным многие годы, пока в середине 1970-х его не обнаружил в своей коллекции Алоиз Детлафф, купивший пленку в 1950-е и благополучно забывший о ней. Монстр в исполнении Чарльза Огла - мохнатый, горбатый и с огромными когтями. Франкенштейн создает его не из кусков плоти, а смешивает в кипящем котле разные химикаты и зелья. Как правильный коммерчески ориентированный голливудский фильм "Франкенштейн" завершается хэппи-эндом: монстр уходит в зазеркалье, став отражением своего создателя, а затем и совсем исчезает.
Говорим Франкенштейн - подразумеваем Борис Карлофф
Самый узнаваемый образ монстра Франкенштейна создал на экране актер Борис Карлофф в экранизации 1931 года режиссера Джеймса Уэйла из классической серии фильмов ужасов студии Universal. Грим монстра, права на который до 2026 года принадлежат Universal, придумал Джек Пирс. Создание с огромной квадратной головой, продольным шрамом на лбу и болтом в шее двигается как деревянная кукла, в нем сила десяти человек, но оно способно лишь произносить нечленораздельные звуки и скалиться как дикий зверь. Монстр в исполнении Карлоффа не имел практически ничего общего с персонажем книги, но именно от его образа отталкивались многие последующие экранизации, а имя Франкенштейн все чаще стало использоваться по отношению к монстру, а не его создателю.
Джек Пирс, автор грима: "Грим не был плодом моей фантазии. В 1931 году, прежде чем заняться дизайном, я три месяца изучал анатомию, хирургию, медицину, криминологию и криминальную историю, древние и современные погребальные обряды, электродинамику. Исследования анатомии дали мне представление о шести возможных способах вскрыть череп, чтобы вынуть мозг или же поместить его внутрь. Я предположил, что Франкенштейн как ученый, но не практикующий хирург выберет самый легкий способ. Он бы отрезал верхнюю часть черепа в виде крышки горшка, поднял ее, всунул бы мозг и плотно прижал. Именно по этой причине я сделал голову монстра квадратной и плоской и прорезал шрам вдоль лба с металлическими зажимами, скрепляющими две части головы".
Экранизация Universal дала жизнь нескольким распространенным клише, не имевшим места в книге: оживление мертвой плоти под воздействием электрического разряда, использование мозга "неполноценного" человека, горбатый помощник с безумным взглядом, а также заброшенная мельница (башня), в которой работает ученый.
Ученый Генри Франкенштейн (имя в фильме также изменено) - живая иллюстрация стереотипа о связи гениальности и помешательства. Его восклицание после оживления своего творения - "Теперь я знаю, каково это быть богом!" - было признано богохульным и удалено из прокатной версии фильма. Также был вырезан эпизод убийства маленькой девочки Марии. Борис Карлофф был против данного решения: он считал, что это единственная сцена, где зритель может проникнуться сочувствием к бессловесному созданию - монстр был удивлен и испуган тем, что Мария утонула, а не поплыла по воде как цветы, которые они вместе кидали в реку.
После успеха фильма был снят сиквел "Невеста Франкенштейна", где роль монстра вновь сыграл Борис Карлофф. Продолжение оказалось даже ближе к оригинальному сюжету романа: создание здесь способно разговаривать, испытывать влечение к противоположному полу и дружить. Серия Universal о Франкенштейне продолжилась фильмами "Сын Франкенштейна" и "Призрак Франкенштейна", где этот персонаж вновь становится неспособным к коммуникации монстром.
Злой гений
После успеха серии Universal попытать свое счастье с историей Мэри Шелли решилась британская кинокомпания Hammer, несмотря на угрозы об исках со стороны правообладателей образа монстра Франкенштейна. Фильм "Проклятие Франкенштейна" вышел в 1957 году и стал хитом в прокате.
The New York Times писала в 1957 году: "Этот фильм, скорее всего, станет лишь "мясным ассорти" для тех, кто помнит Бориса Карлоффа в роли порождения Франкенштейна, но он может возбудить интерес блаженной молодежи. Вчера утром мы слышали несколько визгливых криков".
В "Проклятие Франкенштейна" настоящим чудовищем показано не уродливое создание, а гениальный ученый, способный ради своего эксперимента на убийство не только незнакомца, но и своей возлюбленной. Виктор Франкенштейн (Питер Кагинг) в версии студии Hammer стал привлекательным злодеем, этаким денди лет сорока, а не измученным студентом. Творению же ученого отводится второстепенная роль.
"Проклятие Франкенштейна" навсегда изменил жанр horror movie: это был не только первый цветной фильм ужасов, но и первый фильм, в котором были показаны страшные натуралистические детали, вроде отрывания рук у трупа. Можно считать, что ставший популярным в конце 70-х жанр сплэттер (splatter film) восходит именно к экспериментам студии Hammer. Успех в прокате первого фильма сделал возможным создание еще шести картин: "Месть Франкенштейна", "Зло Франкенштейна", "Франкенштейн создал женщину", "Франкенштейн должен быть уничтожен", "Франкенштейн и монстр из Преисподней".
Теперь можно и посмеяться
После двух коммерчески успешных серий фильмов ужасов по мотивам романа Мэри Шелли в середине 70-х годов пришло время посмотреть на историю с комедийной стороны. Вернее, посмотреть на снятые фильмы. В 1974 году вышла пародийная лента Мэла Брукса "Молодой Франкенштейн", которая обыгрывала сюжеты трех первых фильмов о Франкенштейне студии Universal. Черно-белая пародия была стилизована под классические "ужастики" 30-х годов и даже снималась в тех же декорациях, что и оригинальная картина с Борисом Карлоффом. Один из самых смешных моментов картины - танец доктора Франкенстина (Джин Уайлдер), изменившего произношение своей фамилии, чтобы не афишировать родство со знаменитым предком, и монстра (Питер Бойл) в Бухаресте под "Puttin' on the Ritz". Мэл Брукс в финале своей пародии разрешает две главных трагедии истории Мэри Шелли: ученый исправляет свою главную ошибку невероятно гуманным способом - пересаживает часть своего мозга монстру, а мудрый монстр наконец-то обретает "вторую половинку" в лице бывшей возлюбленной своего создателя, Элизабет.
На самом деле, первый комедийный фильм о Франкенштейне был снят еще в 1948 году и был завершающим в той самой серии Universal - "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна", где коллеги из бюро доставки Бад и Лу сталкиваются не только с Франкенштейном, но и другими монстрами студии (Дракула и Человек Волк). Позднее двух главных монстров кинематографа - Франкенштейна и Дракулу - не раз сталкивали в одном кадре и часто в комедийном ключе.
Что наделал Брэм Стокер, или Эволюция киновампира >>
Франкенштейны технического прогресса
Впрочем, интереснее прямых и вольных экранизаций романа Мэри Шелли можно считать появление в кинематографе направления, обыгрывающего миф о Франкенштейне простой формулой: безумный ученый создает монстра, который бежит от него, а в конце вершит над создателем правосудие.
В научной фантастике идея Шелли встретилась со страхами технического прогресса, и сначала в литературе, а потом и в кино стали появляться современные Франкенштейны - роботы, киборги или иные механические создания. Первый кинематографический робот - Мария из фильма Фрица Ланга "Метрополис" (1927). Ученый пытался создать совершенную покорную женщину, а получил взбунтовавшееся создание, угрожающее уничтожить весь город. К интерпретациям на тему стоит отнести сюжеты фильмов "Робокоп" Пола Верховена про киборга, созданного из тела погибшего полицейского, "Реаниматор" Стюарта Гордона, где мертвецов оживляют с помощью неизвестной сыворотки, "Терминатор" с Арнольдом Шварцнеггером, "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта по мотивам романа "Сняться ли андроидам электрические овцы?", "Эдвард руки-ножницы" Тима Бертона и многие другие. С развитием научного знания появляются более "совершенные" идеи создания новой жизни, и при желании пополнять этот список можно фильмами о клонах, гибридах и других человекоподобных существах, вроде картины Винченцо Натали "Химера".
Самой близкой к тексту Мэри Шелли экранизацией "Франкенштейна" стал фильм Кеннета Брэна, в котором он сам сыграл ученого. Роль монстра досталась Роберту Де Ниро, а возлюбленной Элизабет - Хелене Бонем Картер. Одна из последних попыток возродить трагическую историю - театральная постановка Дэнни Бойла в двух версиях, где роли ученого и монстра попеременно играют Бенедикт Камбербетч и Джонни Ли Миллер.
Мэри Шелли первой удалось почувствовать и перенести на бумагу страхи человека в новом каждую минуту изменяющемся мире, где любой при желании может стать творцом и создателем, но не всегда осознавать ответственность.