Рейтинг@Mail.ru
Российская умма с убийством шейха потеряла духовного лидера - эксперты - РИА Новости, 29.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Российская умма с убийством шейха потеряла духовного лидера - эксперты

© NewsTeam | Перейти в медиабанкПохороны духовного лидера мусульман Дагестана Саида Афанди
Похороны духовного лидера мусульман Дагестана Саида Афанди
Читать ria.ru в
Дзен
Дагестан и российская умма в целом потеряли с убийством шейха Саида Афанди авторитетнейшего и влиятельнейшего духовного лидера, "наставника наставников", направлявшего верующих на путь далекого от экстремизма "умеренного ислама", считают опрошенные РИА Новости мусульманские религиозные деятели и светские эксперты.

МОСКВА, 29 авг - РИА Новости, Арсен Хизриев. Дагестан и российская умма в целом потеряли с убийством шейха Саида Афанди авторитетнейшего и влиятельнейшего духовного лидера, "наставника наставников", направлявшего верующих на путь далекого от экстремизма "умеренного ислама", считают опрошенные РИА Новости мусульманские религиозные деятели и светские эксперты.

Афанди был убит во вторник террористкой-смертницей, приведшей в действие взрывное устройство в доме шейха в селении Чиркей Буйнакского района Дагестана. В результате взрыва погибли также пятеро прихожан.

По словам богословов и экспертов, Афанди был выдающимся религиозным авторитетом, ученым суфием, избравшим аскетический путь духовного самосовершенствования и познания Всевышнего. Последователями Афанди, по оценкам экспертов, являются десятки тысяч человек в Дагестане и за его пределами.

Кому невыгодна стабильность

"Его роль была огромна, у Саида Афанди были десятки тысяч учеников в Дагестане и тысячи за его пределами, среди них были представители разных национальностей. Этот человек действительно был наследником Пророка", - сказал РИА Новости исламский богослов, председатель российского культурно-просветительского центра "Аль-Васатыйя" (Умеренность) Али Вячеслав Полосин.

По словам Полосина, который сам в 1999 году получил вирд (духовное задание, выполнение которого является обязательным условием следования суфизму) у Афанди, шейх был незаменимым лидером мусульман республики.

"Саид Афанди целыми днями принимал людей, выслушивал их проблемы, давал наставления и советы, вся его жизнь состояла из поклонения Всевышнему и служения людям", - сказал теолог.

В середине августа двое неизвестных в масках открыли огонь по прихожанам в шиитской мечети в Хасавюрте, несколько человек были ранены. Оперативники нашли на месте два взрывных устройства - одно из них детонировало, а второе было обезврежено. На следующий день в Ингушетии произошел взрыв на похоронах полицейского, погибли шесть полицейских и смертник, пострадали 11 человек.

По мнению собеседника агентства, трагические события последних месяцев в республике взаимосвязаны.

"В Дагестане эта кровавая цепочка тянется давно, я бы обратил внимание именно на два последних кровавых события: на демонстративный расстрел молящихся в одной из шиитских мечетей в самый канун праздника Ураза-Байрам, что вполне походит на иракский сценарий, и на убийство досточтимого шейха. Все это похоже на вмешательство третьих сил, которым невыгодна стабильность в России", - пояснил теолог.

Говоря о последствиях убийства шейха, Полосин подчеркнул необходимость сдержанных действий в поиске организаторов преступления. По его словам, несанкционированные задержания подозреваемых могут повлечь за собой "противостояние между различными группами и течениями мусульман".

Следовать трудам шейха

"Не только для дагестанских мусульман, но и для мусульман всей России Саид Афанди был человеком, который направляет на верный, искренний путь, был человеком, который придерживается умеренного ислама, далекого от экстремизма и терроризма", - сообщил РИА Новости пресс-секретарь Духовного управления мусульман республики Дагестан (ДУМРД) Магомедрасул Омаров.

Говоря о последствиях трагедии, Омаров подчеркнул, что теперь ученики покойного шейха должны еще внимательнее следовать его трудам, "которые не призывают ни к агрессии, ни к проявлению силы".

По словам представителя ДУМРД, Афанди был "подарком Всевышнего мусульманам республики Дагестан" и "наставником наставников".

"Свою миссию он выполнил с честью, в девяти томах его трудов каждая буква, каждая строчка восхваляет красоту ислама", - сказал Омаров.

Опасность диалога с терористами

"Я полагаю, что его убийство (Афанди) - это выстрел в затылок. Они (террористы) уже посчитали, будто убили своих оппонентов, но на всякий случай совершили контрольный выстрел", - сказал РИА Новости исламовед Роман Силантьев.

Готовность умеренных к диалогу, который поддерживал и Афанди, экстремисты считали своей победой и поражением своих оппонентов, пояснил он.

Собеседник агентства напомнил об убийстве шейха Табасаранского района Дагестана Сиражудина Исрафилова 27 октября 2011 года. По его мнению, эти события указывают на планомерное уничтожение мусульманских проповедников Дагестана руками экстремистов.

Исламовед добавил, что это не первое покушение на Афанди. Неудачную попытку устранить идеологического оппонента экстремисты предприняли еще в 2007 году. "Они (экстремисты) всегда стараются довести дело до конца, как было с Ахмадом Кадыровым (президент Чечни пережил множество покушений, но погиб при взрыве в 2004 году) и другими", - сказал эксперт.

По мнению Силантьева, произошедшее убийство доказывает невозможность поиска компромиссных решений с фундаменталистами.

"Я считаю, что те люди, которые призывали к переговорам с террористами, с ваххабитами и салафитами, должны именно сейчас пойти под суд. Именно этот "диалог" и привел к гибели Саида Афанди", - констатировал эксперт.

Салафиты - мусульманское течение, которое выступает за установление исламского государственного правления, базирующегося исключительно на Коране и Сунне.

Шейх Саид Афанди

Саид Афанди Чиркейский (Саид Абдурахманович Ацаев), по национальности аварец, родился 21 октября 1937 года в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района.

Когда Саиду было семь лет, умер его отец. После окончания семи классов, чтобы обеспечить семью, он начал работать чабаном.

Проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил, служил оператором в войсках ПВО в Каунасе (Литва). Вернувшись в родное село, снова стал работать чабаном.

После землетрясения 1970 года Ацаев трудился на строительство Чиркейской ГЭС. Служил пожарным в структуре военнизированной охраны (ВОХР).

В возрасте 32 лет он начал основательно изучать тарикат (путь духовного самосовершенствования в исламе) и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов.

Право иметь своих мюридов (учеников) - иджаза - Афанди получил в начале 1980-х годов от Месеясул Мухаммада аль-Хучади из села Нечаевка Кизилюртовского района.

Шейх Афанди был последователем накшбандийского и шазилийского тарикатов суфизма, условно эти пути мистического познания можно отнести к аскезе и борьбе с собственной гордыней. Помимо суфизма, шейх Афанди исследовал фикх (исламское право) и калам (философское направление ислама). В поисках духовного наставления к шейху обращались представители местной власти и ДУМРД.

Афанди - автор ряда книг, в числе которых "Сокровищница благодатных знаний" (на русском и аварском языках), "История пророков" (на русском и аварском), "Побуждение внять призыву Корана" (на аварском). На основе его проповедей и интервью составлены компилятивные сборники "Современность глазами шейха Саида Афанди" и "Сборник выступлений шейха Саида Афанди аль-Чиркави".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала